Около сотни человек в белгородском общежитии в доме №16 по Михайловскому шоссе с 2015 года жалуются на нечеловеческие условия жизни. Старший по дому Игорь Войнов рассказал «МБХ медиа», что в здании, построенном в 1961 году, ни разу не было капремонта. С дырявого потолка течет грязная вода пополам с голубиным пометом, из мокрых стен, покрытых черной плесенью, вываливаются кирпичи.
Деньги на ветер?
Чиновники регионального департамента ЖКХ в ответ на жалобы граждан написали, что раз дом не аварийный, то расселению не подлежит. А чтобы признать его аварийным, жильцам следует предоставить в мэрию Белгорода соответствующее заключение экспертной организации. Для жителей бывшего общежития, которое теперь по документам считается многоквартирным домом, сумма в 100 тысяч рублей достаточно велика, но они провели экспертизу за свой счет. В мае 2018-го специалисты признали жилье ветхим, отметив «опасность для пребывания людей» в нем. Но уже в июле межведомственная комиссия решила, что дом подлежит не расселению, а капитальному ремонту.
Белгородцы даже нашли застройщика, который помог бы им с новым жильем — «Управляющую компанию ЖБК-1», возглавляемую депутатом горсовета Александром Селивановым. Застройщик дал письменное согласие на помощь в рамках программы по переселению граждан из аварийного жилья и написал об этом Константину Полежаеву, на тот момент мэру Белгорода, который теперь занимает пост начальника регионального департамента ЖКХ.
Но в декабре 2018 года руководитель жилищного управления администрации Белгорода Наталья Бодякова ответила то же, что и комиссия в июле: дом не аварийный, расселять не будут, дом подлежит капремонту.
Потратившие крупную сумму на экспертизу, время и силы на хождение по инстанциям жильцы остались с тем же результатом: их дом по-прежнему в очереди на капремонт на 2025-2027 год. Ни получить жилье от государства, ни передать свое имущество застройщику-инвестору без согласия мэрии они не могут.
В туалет со свечкой
Жительница дома №16 Раиса Селищева рассказала «МБХ медиа», что сначала жильцы обращались в надзорные органы, но это не помогло: чиновники заставили управляющую компанию «Жилсервис» сделать ремонт, но вышло кое-как.
«”Жилсервис” сделал порог в душевой, вода из душа потекла в туалет. Покрасили стены и потолки — на следующий день снова залило водой. Нам на голову течет не просто дождевая вода, а смесь голубиного помета и останков голубей, которые умерли на нашей дырявой крыше! Воняет пометом, а сырость такая, что дышать нечем! Вода течет по лампочкам, а они взрываются! Когда идет дождь, мы не включаем свет: боимся, что лампочка разлетится вдребезги или будет замыкание. В общий туалет иногда приходится ходить со свечкой. Не надо быть экспертом, чтобы увидеть, что дом насквозь промок – внутри капает с потолка, кругом черная плесень, а снаружи – мокрые пятна на стенах и кирпичи вываливаются. Что тут ремонтировать?» – возмущается Раиса.
Надежда только на суд
Старший по дому Игорь Воинов рассказал, что в марте он получил квитанцию, где была указана уже другая управляющая компания. По словам Воинова, чиновники выбрали ее по конкурсу без участия жильцов. Но по закону от управляющей компании можно добиться разве что косметического ремонта, который не спасет ситуацию. Нужно добиваться переселения, считает старший по дому.
«Какой смысл в косметическом ремонте, если с крыши течет? Мы тоже пытались самостоятельно ремонтировать комнаты, кухни и коридоры, только все наши усилия смыло дождем, — рассказывает Воинов. — Третий этаж заливает с крыши, полные ведра набираем. Трубы прогнили, плесень со стен невозможно убрать никакими средствами! Так жить невозможно! Мы сделали все, чтобы исправить наше положение, причем, согласно рекомендациям чиновников, но все опять на них замкнулось. Нам предлагают сидеть и ждать капремонта в нечеловеческих условиях!».
Воинов говорит, что жильцы подали иск в Свердловский суд с требованием признать незаконными акт обследования и заключение межведомственной комиссии, в которых указано, что нужно сделать капремонт.
Он объясняет, что проведенная ими за 100 тысяч рублей экспертиза признала дом ветхим, а не аварийным — а значит, сносу он не подлежит. Чтобы признать дом аварийным, нужно более детальное исследование, которое будет стоить уже около 300 тысяч рублей. Жильцы решили пойти другим путем – провести более дешевую экспертизу и через суд потребовать от чиновников полного технического обследования дома.
Другие белгородские общежития тоже в плачевном состоянии. Как мы уже рассказывали, владельцы приватизированных комнат там жалуются на разруху в надзорные органы, обращаются к депутатам, но тщетно. Чиновники рекомендуют жителям провести те же самые экспертизы для досрочного проведения капремонта и для признания домов аварийными, заявляя, что раз жильцы общежитий – собственники, они должны сами решать свои проблемы.