in

В Барнауле учитель не вызвала скорую школьнице с серьезной травмой головы. Кто виноват и куда из школ пропали медики

Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

 

19 февраля учительница барнаульской школы № 31 не вызвала ученице скорую помощь после того, как девочку толкнули на лестнице. Третьеклассница получила травму головы, из-за которой ей пришлось делать экстренную трепанацию черепа. Рассказываем, кто виноват, если ребенок пострадал в школе, кто понесет ответственность и почему из-за Минздрава школы лишились медиков.

«Я сама вызвала скорую, так как учитель не знал номера. Буквально через несколько минут она у меня на руках потеряла сознание. Дочь отвезли в ГБ № 1, где экстренно прооперировали. Ребенку сделали трепанацию черепа», — сообщила мама пострадавшей школьницы.

В мэрии Барнаула отчитались, что учителя оказали первую помощь девочке до приезда ее мамы, а состояние школьницы «было удовлетворительным». «По приезде мамы состояние девочки ухудшилось. Заместителем директора по воспитательной работе была вызвана скорая помощь с вахты школы», — говорится в заявлении мэрии. Сейчас классный руководитель находится на постоянной связи с мамой ученицы.

В школе и комитете по образованию отказались оперативно предоставить комментарий «МБХ медиа». 

Кто понесет ответственность

Ответственность за жизнь и здоровье ребенка лежит на школе на протяжении всего учебного дня и еще 20 минут после, согласно 32 и 51 статьям закона «Об образовании» и приказу Минобра. Во время уроков за школьника отвечает учитель, на переменах, до и после уроков — дежурный педагог.

Первую помощь пострадавшему ребенку должны оказать школьные врачи. Если травма требует более серьезного вмешательства или медперсонала нет на месте, администрация учреждения обязана вызвать скорую помощь. Компенсировать материальный и моральный ущерб также должна школа. Родитель может требовать компенсацию через суд, если выяснится, что в травме виноват именно кто-то из учреждения, а не другой ребенок.

Ни медиков, ни медкабинетов

В 2013 году школьных медиков исключили из системы образования, закрепив за Минздравом. Эта работа не засчитывается как медицинский стаж в некоторых регионах, зарплата медсестер оказалась мизерной и школы остались без штатных врачей. В школы в лучшем случае приходит подержурить медсестра из районной поликлиники на пару часов два раза в неделю.

По данным Министерства просвещения России, медкабинеты есть примерно в половине школ, а каждый десятый из них не соответствуют лицензионным требованиям. Даже те, что есть, большую часть времени закрыты из-за нехватки специалистов. На одного врача приходится до пяти тысяч детей, что превышает нормы в несколько раз.

При этом в московских школах, по признанию родителей, ответственные учителя вызывают детям «скорую» практически по любому поводу, в то время как в регионах этим пренебрегают. В Твери девятиклассник провел два урока со сломанной рукой и сотрясением мозга без медпомощи, утверждают родители, а в Петербурге уже медсестра решила не обращаться к врачам, хотя позже у ребенка диагностировали закрытую черепно-мозговую травму.

Формальные курсы и реальная ответственность

Нехватку медиков в школах попытались компенсировать за счет учителей — поправки в «Об образовании» этого года обязывают их оказывать первую медицинскую помощь. Педагоги могут попасть под уголовные статьи об оставлении в опасности или о халатности, а также о ненадлежащем оказании медицинской помощи.

Комментируя ситуацию в барнаульской школе, председательница межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», учитель английского языка Марина Балуева рассказала «МБХ медиа», что учитель, не имея медицинского образования, не всегда может понять, нужно ли вызывать скорую. При этом курсы, на которые отправляют педагогов, чтобы они могли оказать первую помощь — формальность.

«Буквально за четыре часа прошли трехдневный курс. Лектор был хороший, но всю информацию просто невозможно усвоить за такой короткий срок. Это делается только для галочки», — поделилась Марина Балуева. Она сказала, что учительница могла растеряться, потому что в школе на преподавателях слишком много задач, «превышающих человеческие возможности», и в такой ситуации реально забыть даже экстренный номер. «Меня одновременно заставляли вести детей в столовую и дежурить на этаже. На мой вопрос, нормально ли это, в ответ начали хихикать, говоря, что просто надо поставить кого-то поставить в расписание. А кто будет отвечать?», — возмутилась председательница профсоюза.

Балуева считает, что виной таким происшествиям — отсутствие медперсонала: «Должны быть медики в школах. Какое-то время были медсестры на полставки, теперь нет никого. Все от экономии денег со стороны Минздрава». 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.