Перекопанный культурный слой древнего городища, парковка с фонарями на некрополе в центре города, угроза сноса деревянного дома вместе с проживающей там многодетной семьей — так Рязань готовится стать «Новогодней столицей России-2020». В преддверии праздника с подачи чиновников подрядчики уничтожили исторические ценности, которые могли бы привлечь тысячи туристов.
Парковка на месте старого кладбища
Когда Рязань приняла эстафету у Тулы и стала «Новогодней столицей России-2020», большинство даже неверующих рязанцев перекрестилось: наконец-то власти отремонтируют тротуары и приведут в порядок парки со скверами. И парки, действительно, начали благоустраивать с особым рвением, в некоторых случаях нарушая законы и разрушая ценный археологический слой.
Первым делом под каток подрядчиков проекта по благоустройству попала площадка на старинной улице Новослободской. В недавнем прошлом там была просто стихийная парковка, еще раньше — несколько старых бараков и фруктовый сад, а около десяти веков назад первые поселенцы. Вероятнее всего, территория была заселена еще в XII веке. Год назад рабочие при рытье траншеи наткнулись на груды человеческих останков — это был древний некрополь. Археологи установили, что тела были погребены по всем христианским обрядам, судмедэксперты подтвердили, что останки человеческие. Некрополь так и остался неисследованным, останки предков не перезахоронены, благоустройство помпезной автомобильной стоянки проходит в прямом смысле слова на кладбище.
«В центре города, в преддверии „Новогодней столицы России-2020“ продолжают „благоустраивать“ русское средневековое кладбище XVI века. За 29,9 миллионов рублей устроены дорожки, клумбы, автостоянка… На кладбище. Ради этого Нового года просто костьми готовы лечь. Не своими, конечно, а костьми тех рязанцев, которые наш город обороняли во время многочисленных военных вторжений татар, отстраивали сожженные слободы и посады Переяславля Рязанского. Вместо мемориальной доски — клумбы и дорожки; вместо памятного креста — фонарные столбы, врытые прямо в могилы», — так охарактеризовал благоустроительные работы директор Научно-производственного центра «Рязанская археологическая экспедиция» Василий Конов.
Не первый год он пытается донести до властей и общества простой посыл, закрепленный законодательно в №73-ФЗ: ценный в историческом плане грунт сначала необходимо исследовать, описать и по возможности сохранить уникальные находки, перезахоронить обнаруженные останки, и только после этого можно строить что угодно. По словам Конова, только таким образом возможно выразить уважительное отношение к истории и предкам, а главное — восполнить пробелы в знаниях истории города.
— История Рязани практически не исследована до XVI века, мы имеем лишь несколько документов, которые исследованы вдоль и поперек. Но «белых пятен» — огромное количество, — признает археолог. — Мы имели возможность, образно говоря, прочитать эту интересную книгу, но разорвали ее, выбросили листы с информацией, а потом заклеили, украсили корешок и пытаемся повыгодней продать.
В начале октября он обратился в мэрию и к губернатору, сообщил об уничтожении ценного археологического слоя в региональную инспекцию по охране исторического и культурного наследия (ОКН). Руководитель инспекции Денис Зайцев выдал предписание о приостановке работ, но его никто не выполнил.
И археолог, и чиновник инспекции ОКН ссылаются на приказ министерства культуры и туризма №275 от 2013 года об охране выявленного объекта археологического наследия «Культурный слой острога и посада Переяславль Рязанский» и на вышеупомянутый №73-ФЗ. Конов напоминает мэрии об указе президента Владимира Путина от 24 декабря 2014 г. N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики», в котором сказано, что целями государственной культурной политики, среди прочего, является сохранение исторического и культурного наследия. Но чиновники не слышат ни Конова, ни Путина.
«Срываете Новый год у всей России!»
При строительстве образцово-показательной парковки с лавочками, фонарями и елкой посередине, как выяснилось, пострадали не только мертвые, но и живые.
«У нас дом идет под снос. Квартиру уже на протяжении долгого времени не дают. Во всем доме остались только мы, остальные квартиры уже расселили. Я беременна, на девятом месяце, а так как около дома все раскопано, нельзя ни вызвать скорую, ни спокойно пройти. Дом старый, без фундамента, а вблизи дома выкопали траншею — страшно смотреть. В жилищном управлении сказали, что могут предложить нам маневренный фонд. „Вы своим присутствием в данной квартире срываете новый год у всей России!“, — сказал мне начальник, уговаривая переехать в маневренный фонд», — сообщила рязанцам со своей странице в социальной сети во «ВКонтакте» Наталья Миронова.
В барак на Николодворянской временно поселили еще ее прадеда — военнослужащего. Временное оказалось постоянным: уже пятое поколение семьи растет в деревянном домишке, еще один ребенок может появиться на свет со дня на день. По словам Мироновой, несколько лет назад здесь был тихий уголок в центре города: жильцы ухаживали за деревьями, сажали цветы и кустарники, и посмотреть на него приходили со всего города. Потом соседние бараки снесли, жильцов расселили, но так повезло далеко не всем. Дом №16 по улице Соборная площадь лет 10 назад некие «неустановленные лица» подожгли в надежде построить особняк в центре города, но что-то не заладилось. Погорельцы с тех пор обитают в маневренном фонде без надежд на получение постоянного жилья. Именно поэтому Мироновы отказались переезжать в маневренный фонд, точно зная, что это навсегда.
— На месте второго подъезда нашего дома по плану должен проходить тротуар. Так меня прораб недавно «успокоил»: мол, ваш первый подъезд нам не мешает, поэтому мы снесем вторую половину дома, а вы живите себе спокойно и дальше. После моей публикации в интернете ко мне приехали чиновники и пообещали уже на этой неделе выдать жилье, но пока не получу — не поверю, — поделилась она своими опасениями с «МБХ медиа».
Благоустроители так торопились привести в порядок эту территорию для привлечения туристов, что уничтожили городскую достопримечательность — одно из старейших деревьев Рязани. Теперь от него остался огромный пень, корни которого разрослись глубоко под бараком.
С одной стороны от парковки — исторически привлекательный, но сгоревший и разваливающийся дом священника Любомудрова, напротив — такое же сгоревшее и развалившееся историческое здание ремесленного училища, за парковкой — упомянутый сгоревший 10 лет назад двухэтажный барак. Таким образом, остановившиеся на новой парковке гости «новогодней столицы» смогут увидеть настоящие достопримечательности города, если их не закроют красочными баннерами.
«Сегодня — стройка, завтра — история!»
Примерно в это же время рабочие начали уничтожать ценный археологический грунт и срывать исторический рельеф в Парке морской славы в микрорайоне Канищево. Его начали благоустраивать в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды», также не проконсультировавшись с археологами и проигнорировав тот факт, что часть парка является объектом археологического наследия федерального значения «Канищевское городище». С юга и запада к территории городища в XII-XIV веках примыкало славянское поселение, а в 1371 году, согласно выводам некоторых исследователей, состоялась битва между войсками Московского и Рязанского княжеств. Памятник железного века, оборонительные укрепления возрастом 2,5 тыс. лет уничтожены за несколько дней ради прокладки новых асфальтовых дорожек и все тех же фонарей. Рязанцы просят власти отремонтировать в городе бордюры, жители микрорайона Приокский уже плюнули на отсутствие со времен перестройки освещения в Парке советско-польской дружбы — за 30 с лишним лет выросло два поколения рязанцев с приросшими к рукам фонариками, но власти прокладывают асфальт и устанавливают освещение прямо на ценных археологических объектах, которые старше самой Рязани в два раза.
— Некоторые справедливо замечают, что все наши древние города построены буквально на костях. И, якобы, если брать все это во внимание, то мы так и будем жить на вечных археологических раскопах. Но мы говорим лишь о том, что нам надо дать возможность исследовать археологический слой, — повторяется Конов. — В вышеперечисленных случаях речь идет не об обнаружении монеток и черепков, а о глобальном устройстве города в границах целых улиц. Но в Рязани истории и археологии места и времени не находится, словно это не наша земля. Чиновники думают только о сиюминутной прибыли.
Между тем, по мнению Конова, и результаты археологических исследований смогли бы принести городу прибыль, только не сиюминутную, а «долгоиграющую». Истории большинства городов, в том числе и Рязани, которые ложатся в основу экскурсий — додуманные, основанные на художественных легендах, «лубочные». Если же «раскопать» частичку настоящей истории, то это может стать своеобразной «фишкой» города, которая привлечет туристов. К тому же, стремление узнать подлинную историю своего города — это и есть настоящий патриотизм в хорошем, не «трибунном» смысле этого слова.
Ксения Паначева — автор проекта «Я вам покажу!», который создан на основе знаний о неприметных исторических домах и улочках, отдаленных разрушенных барских усадьбах — тех объектах, которые не входят в официальные туристические маршруты. Она уверена, что на археологические раскопы можно было бы водить туристов, и такие маршруты пользовались бы спросом.
— Людей привлекает все таинственное, неизведанное — то, на что нельзя посмотреть ежедневно, потрогать руками. У меня есть знакомый во Пскове — там проводят множество археологических раскопок — и он водит по этим местам туристов. По словам коллеги, желающих предостаточно, в Рязани подобные маршруты стали бы востребованными, — уверена Паначева.
Пока археолого-туристических маршрутов в Рязани нет и не предвидится, археологи и активисты продолжают требовать соблюдения законов, инспекция ОКН ищет виновных, работы продолжаются.
— На время благоустройства еще одного парка в центре города подрядчики вывесили баннер со слоганом: «Сегодня — стройка, завтра — история!», — усмехается Конов. — Так не бывает. Бывает либо наоборот, либо завтра у нас уже не будет никакой истории. Потому что уничтожали ее и вчера, и сегодня тоже уничтожают.