in

В Приморье археологические памятники передают по программе «Дальневосточный гектар»

Фото: надальнийвосток.рф

 

В Приморском крае в программу «Дальневосточный гектар» попали памятники археологии. Часть участков с находками уже передали новым хозяевам, и на месте средневековых городов уже пасут скот и выращивают картофель. Сколько всего памятников попало в программу, не может сказать никто. Ученые-археологи уже направили обращение в прокуратуру из-за порчи памятников культуры.

Первые сообщения о бесплатной передаче памятников археологии жителям России появились еще в 2017 году. Тогда ученые обратили внимание на попытку оформить в собственность Николаевское городище, где в XII веке было поселение чжурчжэньской империи Цзинь. Памятник удалось отстоять: по состоянию на осень 2018 года, на его территории никаких хозяйственных работ не было.

Два года спустя, в апреле 2019 года, начались сельскохозяйственные работы в Краснояровском городище под Уссурийском, где в XII веке был город Кайюань, одна из столиц государства Восточное Ся. В соцсетях пишут, что часть земель отдали под картофельные поля. Как рассказала «МБХ медиа» заведующая сектором средневековой археологии Института истории археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН Надежда Артемьева, об археологических раскопках на городище можно забыть — территория стала частной, и даже посмотреть на нее нельзя. Артемьева говорит: инспекция по охране памятников должна была следить за деятельностью на территории городища, но вовремя не отреагировала.


Точное количество памятников, попавших в программу, неизвестно: Надежда Артемьева ведет статистику только по средневековым городищам. Тем не менее, она уверена: уже сейчас можно составить целый список утерянных памятников. По словам Артемьевой, в регионе есть выявленные памятники, а есть те, о которых еще ничего не знают, и выпас скота или распашка земли может повредить средневековые городища.

По закону «Об объектах культурного наследия» и положению о государственной историко-культурной экспертизе, земельные участки должны проходить экспертизу, которая может выявить объекты культурного наследия. Однако в программе «Дальневосточного гектара» такой процедуры нет. «Расчет был на то, что хозяин нового участка обнаружит памятник археологии и заявит об этом в соответствующие органы. Надеяться на это даже не смешно. Доступ археологов туда, на частную собственность, будет точно закрыт», — считает Артемьева.

Еще в 2017 году Артемьева отправила запрос в прокуратуру Приморского края, но в регионе это ни к чему не привело. Правда, в Бурятии ошибки учли, и перед раздачей земли вывели из программы 750 «сакральных объектов». В этот список вошли скалы, перевалы и целебные источники, «имеющие значение как особые места единения человека с природой». Минвостокразвития России не смог предоставить оперативный комментарий, пообещав выслать его позднее.

Памятники, на которых разместились пашни и плантации, принадлежали государству Восточное Ся племени Чжурчжэней — народа, близкого маньчжурам и эвенкам. Кайюань был столицей государства, пока его в 1233 году не захватили монголы. Раскопки на месте города начались в 1995 году, до этого там была военная база. На территории в 180 гектаров нашли боевую экипировку чжурчжэньских воинов, палаты, где жил один из правителей того времени, а также государственную печать.

Археологические памятники Приморья страдают от «черных археологов»: то же Краснояровское городище в 2008 году разграбили неизвестные. Тогда же ученые выступали за основание на месте городища археологического заповедника. В 2018 году Стоговское городище, на месте которого также было чжурчжэньское поселение, разрушили лесорубы.

В Европейской части России сохранять средневековое наследие тоже трудно. Часть древнерусских церквей и средневековых поселений были разрушены в советское время, а в августе 2018 года сгорел объект культурного наследия, деревянная Успенская церковь в Кондопоге.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.