Ульяна Михалова возглавляет региональный совет профсоюзов с 2009 года. В 2011 году она по договоренности с Андреем Турчаком пошла на выборы в региональный парламент от партии «Единая Россия», в 2015 году снова избралась в депутаты по списку. Членство в фракции «ЕР» и пропрезидентская позиция не помешали ей устраивать акции против пенсионной реформы, вступаться за работников «Псковпассажиравтотранса», защищать Порховский район от мусорного полигона и публично возражать против строительства химзавода «Титан-Полимер» вблизи Пскова. Первые сигналы недовольства власти послали Ульяне летом 2018 года, но лидер профсоюзов осталась верна себе и первого июля 2019 года получила уголовное дело.
Закрыть или кошмарить?
«Это политический процесс, скоординированная акция, у нас нет сомнений. Нам же напрямую заявили об этом 13 марта 2019 года (тогда в подконтрольных администрации Псковской области СМИ одновременно появились новости о том, что лидера псковских профсоюзов могут заключить под стражу – прим. «МБХ медиа»). Товарищ Цветков, вице-губернатор, на всех поворотах со всеми знакомыми псковского облсовпрофа докладывал, что мои дни сочтены и не сегодня завтра произойдут какие-то события, связанные с уголовными делами», – говорит Ульяна Михайлова корреспонденту «Северо-Запад. МБХ медиа».
В момент беседы в зданиях профсоюзных предприятий проходят обыски – первого июля 2019 года следователь управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России издал постановление о возбуждении уголовного дела по факту ведения незаконной предпринимательской деятельности в особо крупном размере Псковским областным советом профессиональных союзов (статья 171 УК РФ), и третьего июля начались следственные действия.
Правоохранители изымали абсолютно всю документацию облсовпрофа, включая данные о проданных путевках в санатории, зарплатные ведомости работников и их личные дела. Ульяна Михайлова считает такой подход неслучайным и предполагает, что следователи на основе всего массива документов будут пытаться переквалифицировать обвинение в какой-то другой состав преступления.
«Если у заказчика есть цель меня закрыть, то все будет развиваться очень быстро: пройдет ряд формальных допросов, произойдет переквалификация и будет какой-то результат, может, не очень приятный, но мы будем с этим бороться. Но если цель – кошмарить нашу организацию, то события будут развиваться долго. Наших людей будут выдергивать и задергивать на душевные беседы к следователям», – объясняет Ульяна Михайлова.
«Мусорная» лаборатория
По мнению силовиков, незаконной деятельностью псковский профсоюз занимался в своей же гидрохимической лаборатории. При этом следствие не замечает, что такая работа предусмотрена уставом организации, сама лаборатория аккредитована на право осуществления предпринимательской деятельности, и этот ее вид деятельности даже указан в ОКВЭД.
СМИ обратили внимание на профсоюзную лабораторию 2018 году, когда та решила проводить исследования вблизи мусорного полигона в Порховском районе, но столкнулась с противодействием собственника полигона, который ссылался на то, что сам мониторит ситуацию. Мусор из Пскова и Псковского района в Порхов стали возить с 2018 года, когда вступили в силу изменения в территориальной схеме работы с отходами. Местные жители возмутились – организовывали сходы и митинги и требовали «прекратить травить псковскими помоями».
В 2019 году гидрохимическая лаборатория профсоюзов снова объявила о заборе проб в Порхове, ее сотрудники также встретились с местными активистами. «Мы не видим реакции на наши обращения, с мертвой точки дело не сдвинулось. Но наши требования не меняются: межмуниципального полигона на этом месте быть не может – это абсолютно незаконно. Если бы была политическая воля, его можно было бы закрыть в течение недели. Люди уже не верят, что можно изменить хоть что-то даже на таком мелком бытовом уровне, доверие к власти пропадает окончательно», – пожаловались порховчане.
«Нам прилетело за Титан»
В феврале 2019 года псковские профсоюзы выступили с резкой критикой проекта строительства химзавода «Титан-Полимер» вблизи Пскова. На митинге против «Титана» Ульяна Михайлова сообщила, что опасается за экологическую обстановку в городе, в том числе и потому, что у нее есть сомнения в достоверности экспертиз, которые будут проводиться перед запуском производства. «Если потом пыхнет, то пыхнет сильно. Придется полгорода эвакуировать. И нашу 76-ю дивизию. Вообще, это диверсия против президента», – заявила с трибуны лидер профсоюзов.
Она пропустила только один из регулярных митингов против «Титана» из-за отъезда, и постоянно озвучивала свою позицию по отношению к химзаводу на профсоюзных ресурсах.
Помимо ярких выступлений региональный профсоюз готовил для «Титана» и другие аргументы. Гидрохимическая лаборатория готовилась организовать в Пскове независимую общественную экологическую экспертизу, чтобы оценить проектную документацию химзавода «Титан-Полимер». По словам Михайловой, на территории Псковской области настоящую общественную экспертизу через подачу заявления в органы местного самоуправления с указанием и утверждением экспертов может делать только Псковский облсовпроф, потому что имеет аккредитованный вид деятельности, по крайней мере, по воде. К остальным исследованиям они планировали привлечь специалистов на условиях аутсорсинга, и третьего июля ехали на решающие переговоры, но вынуждены были развернуть автомобиль назад, потому что в Пскове начались обыски.
«Мы не сомневаемся: прилетело за «Титан-Полимер», мы принципиально отстаивали свою позицию и с весны готовили документы для организации общественной экспертизы. Было сложно вообще найти экспертную организацию, специалистов, которые бы не боялись хотя бы обсуждать вопрос об участии в ней. Теперь это все под угрозой», – переживает лидер псковских профсоюзов.
«Он губернатор лишь второй год»
О грядущем уголовном деле и даже о возможном заключении Ульяна Михайлова еще за три месяца до обысков узнала не от правоохранителей, а из провластных СМИ и телеграм-каналов. Те с лета 2018 года писали о ней в исключительно негативном контексте, не стесняясь использовать оценочную лексику, и припоминали ей митинги против пенсионной реформы. А в марте 2019 и вовсе объявили ей о скором заключении под стражу и иронично посоветовали бежать.
Лидер псковских профсоюзов тогда в интервью «МБХ медиа» сказала, что губернатор области Михаил Ведерников в отличие от своих предшественников на прямой контакт с профсоюзами не идет. Она также рассказала, что еще летом 2018 года после организации акций против пенсионной реформы стала восприниматься администрацией региона как «неуправляемый, недоговороспособный элемент».
Сейчас Михайлова уверена, что уголовное дело против «неопределенного круга лиц псковского облсовпрофа» – заказное, но автора пока не называет.
«Ведерников не объяснял мне, какие у меня с ним должны быть отношения. И я ему тоже. Не было глубокой беседы. Мне, лидеру профсоюзного движения надо прийти к руководителю администрации области и спросить его, как работать профсоюзу? Я считаю это неприемлемым. Хотя бы потому, что я лидер профсоюзного движения с 2009, а он губернатор всего лишь два года. Откуда ему знать, как работает наш профсоюз. Но к диалогу мы всегда готовы», – подчеркнула Ульяна Александровна на пресс-конференции, где делилась мыслями по поводу уголовного дела.
Лидер псковского «Яблока» Лев Шлосберг назвал уголовное дело против профсоюзов главным политическим событием Псковской области за последний день и с трибуны регионального парламента призвал «прекратить произвол против Ульяны Михайловой». «Это дело возбуждено исключительно по политическим мотивам. Есть люди, которым публичная политическая позиция Ульяны Михайловой не просто надоела, а нетерпима. Почему? Всё неожиданно просто: псковские профсоюзы абсолютно не похожи на другие профсоюзные организации НФПР в России. Это слуги народа, а не слуги власти», – заявил политик.
Лидера профсоюзов в соцсетях также поддержали глава регионального КПРФ Петр Алексеенко и районный депутат от ЛДПР Валерий Колтаков.