in

«На экране продолжался показ мультика». Выжившие после пожара в «Зимней вишне» выступили в суде

Во время работ по демонтажу торгового центра «Зимняя вишня». Фото: ТАСС

В Кемерове завершилось очередное заседание суда Заводского района по делу о пожаре в ТРК «Зимняя вишня». Показания дали две семьи, которым удалось покинуть помещение почти без последствий – они лишились только личных вещей. Многим повезло гораздо меньше. В пожаре 25 марта 2018 года погибло 60 человек, 37 из них – дети.

Сегодняшнее заседание можно было бы назвать днём везучих. Семья Басовских и Барановых, рассказавших о пожаре 25 марта 2018 года, потеряли в «Зимней вишне» только куртки, обувь, шапки и другие мелочи. Они вспомнили о них только внизу на улице, когда выбежали и поняли, что все живы. Поэтому уточняющие вопросы со стороны обвинения и адвокатов о величине материального ущерба, например, сколько стоит куртка или детская вязаная шапка, казались какой-то специально запланированной шуткой, чтобы присутствовавшие в зале могли перевести дух от рассказов про тот трагический день.

—  Очень быстро все вокруг стало заволакивать дымом, я держала за руку маленького сынишку и шла пригнувшись. Видела только спину мужа, который выводил двух наших дочек. Видимость была очень плохой, и в какой-то момент я их потеряла, мне показалось, что они ушли куда-то вправо. Затем человек в черной куртке показал нам, что двигаться надо влево. Я пошла туда, в горле уже очень першило. Увидела, что люди ломают дверь и выйти нельзя. Снова возвратилась, и тот же самый человек в черной куртке меня не пропустил. В конце концов кое-как удалось увидеть свет и выйти с ребенком на свежий воздух,  — рассказывает Евгения Басовская.

—  Единственный человек, от которого мы услышали, что начался пожар,  — это какая-то женщина, заглянувшая в дверь переполненного кинозала,  — дополнил показания жены Антон Басовский. — Свет в зале не включили, на экране продолжался показ мультика. Заторопились, я подергал дверь, которая показалась мне запасным выходом, но она была заперта. Сквозь щель я почувствовал едкий запах дыма, поэтому быстро вышли через ту дверь, в которую входили. Дальше в полный рост идти было нельзя  — все заслонял черный дым, а искусственное освещение отсутствовало. Сориентировался на лестницу, где было светлее и не так дымно. Шли интуитивно, видели только спины впереди идущих на расстоянии вытянутой руки. Больше мы нигде и никого из работников «Зимней вишни» не видели и не слышали. С женой нашли друг друга уже внизу, посадили детей в машину, дали им воды и перевели дух. Думаю, то время, за которое мы сумели спастись, заняло всего несколько минут.

Вопросы стороны обвинения касались в основном того, видели ли пострадавшие охранников или кого-то еще из работников развлекательного комплекса, которые бы помогали людям найти выход. Был ли слышен хоть какой-то сигнал, оповещающий о пожаре? Как они ориентировались, чтобы не потеряться?

По словам очевидцев, ни оповещения, ни работников, которые хоть как-то руководили бы спасением людей, они не встретили. Все отметили, что даже в нормальной обстановке на четвертом этаже, где располагался кинотеатр, найти выход было трудно, а уж без света и в дыму ситуация многократно усложнилась.

—  Я бывал в «Зимней вишне» довольно часто и не один раз на четвертом этаже, где были кинозалы,  — но все же нередко путался в пространстве, — рассказал Олег Баранов. — Сложно было определить свое местоположение. Не могу сказать, что знаков и указателей в сторону аварийных выходов я ни до этого, ни в тот день не видел, я просто никогда не обращал на них внимания. В тот день моя маленькая дочка со своими подружками отмечала день рождения. Она услышала хлопок, оглянулась и увидела огонь до потолка. Хорошо, что родители, которые в этот момент были с ребятишками, без промедления и паники собрали всех в кучу, пока еще что-то было видно, и побежали к лестнице. Вышли все, никого не потеряли. А вещи свои обгоревшие мы потом узнали. Подтверждаю – это стопроцентно наши вещи.

Семеро доставленных в зал подсудимых вопросов пострадавшим почти не задавали. По всей видимости, аргументов, которые бы свидетельствовали о том, что и сигнализация, и персонал работали, как положено в такой ситуации, у них пока нет. Следующее заседание суда назначено на 30 мая.

По версии следствия, трагедия произошла из-за многочисленных нарушений при строительстве, пренебрежений противопожарными нормами, неработающей системы пожаротушения. Следствие также утверждает, что владельцы комплекса в погоне за прибылью пытались везде, где возможно, сократить расходы, и в первую очередь экономили на безопасности людей.

Обвиняемыми по делу проходят 15 человек, все они арестованы. Это бывший гендиректор ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат» Вячеслав Вишневский, гендиректор ООО «Зимняя вишня» Надежда Судденок, руководитель компании «Системный интегратор» Игорь Полозиненко, бывший начальник ГУ МЧС России по Кемеровской области Александр Мамонтов, начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС Григорий Терентьев, начальник инспекции Госстройнадзора Кемеровской области Танзилия Комкова и ее сын Эдуард Комков, заместитель начальника инспекции Госстройнадзора Светлана Шенгерей, гендиректор ООО «ИСК ресурс» Никита Чередниченко, инженер противопожарной системы этой компании Александр Никитин, сотрудник ЧОП Сергей Антюшин, начальник службы пожаротушения 1-го кемеровского отряда противопожарной службы Андрей Бурсин, начальник караула пожарно-спасательной части № 2 Сергей Генин, технический директор ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат» (компании-собственника «Зимней вишни») Георгий Соболев и гендиректор комбината Юлия Богданова. Двое последних и Надежда Судденок обвиняются в создании организованной группы, в целях наживы игнорировавшей требования пожарной безопасности в торговом центре. Также предъявлены обвинения в нарушении требований пожарной безопасности, повлекшем смерть двух и более лиц, в получении и даче взяток при реконструкции здания ТРК, и др.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.