Скандал на религиозной почве разгорелся в Северной Осетии: анонимные представители православной общины рассказали, что их притесняют сторонники традиционной религии, которые не пускают их в древний христианский храм. Епархия заявляет, что православных в обиду не даст, живущие рядом с храмом люди утверждают, что это древнее нехристианское святилище, а чиновники считают историю провокацией.
Спорная история
Высоко в горах, в самом конце Куртатинского ущелья Северной Осетии есть маленькое селение Харисджин. Дальше за ним – приграничная зона, заповедник и ледники. В 2002 году там жило 16 человек. В 2010-м – уже 10. Сейчас в Харисджине постоянно проживают лишь трое.
У села есть собственная достопримечательность – святилище Мады Майрам. Этнографы свидетельствуют, что обычно через несколько дней после свадьбы жену приводили к святилищу Мады Майрам, возле которого совершались ритуальные действия, символизировавшие будущие роды. С одежды девушки срывали одну из нагрудных пуговиц, развязывали пояс и просили Мады Майрам о даровании мужского потомства. К святилищу приходили и женщины, у которых рождались только одни дочери.
Здесь и начинается нестыковка. Православные утверждают, что святилище Мады Майрам в Харисджине – древняя православная церковь, где 600 лет хранилась Моздокская чудотворная икона — список с афонской Иверской иконы Богоматери, заказанный еще грузинской царицей Тамарой. Подобная информация размещена и на официальном сайте североосетинского комитета по туризму.
Вот только в Харисджине нет никаких следов того, что святилище когда-то было православным храмом. У подножья горы – ленточки на деревьях, как принято у сторонников традиционных верований. Возле святилища – табличка, запрещающая вход мужчинам (при этом часовенка и без того закрыта на ключ). Еще одна табличка, вполне официальная, сообщает, что это не храм, а «святилище».
«Раньше туда только три семьи из нашего села ходили молиться, — рассказывает выходец из Харисджина Борис. Сейчас он здесь уже не живет, приезжает лишь иногда – насладиться тишиной и природой. – С тремя пирогами ходили (традиционное для осетин блюдо, символизирующее три мира – небо, землю и подземный мир). А в последние годы популярно стало. На праздники там много людей, человек пятьсот собирается».
Осетинское святилище стало одним из камней преткновения между последователями осетинской религии «уацдин», или «ирон дин», и прихожанами православной церкви.
Конфликт, начавшийся с публикации анонимного обращения, вышел на государственный уровень и продолжает нарастать.
Терпения больше нет
В середине июля в соцсетях появилась публикация про крестный ход в Северной Осетии, приуроченный к годовщине убийства царской семьи. Комментаторы были очень активны. Особенно ярко выступил Роман Габараев – депутат молодежного парламента. Он не стал выбирать выражения и прямо сообщил, куда именно следует катиться всем священнослужителям. Когда Габараев понял, что дело пахнет керосином, он удалил комментарии, но верующие уже сделали скриншоты.
После инцидента Габараев разразился большой тирадой о том, что никогда не позволял себе нетолерантного отношения к представителям какой-нибудь религии, но было поздно – православные написали обращение на имя владыки Леонида. Под обращением собрали 1600 подписей, которые сейчас находятся в епархии, имена подписантов епархия не разглашает в целях недопущения травли.
«Долготерпение имеет пределы, если дело касается защиты веры и Родины. Мы, православные жители Алании, заявляем, что в течение нескольких последних лет в республике с молчаливого одобрения властей происходит жесткое давление на Православную Церковь и православных христиан», — сказано в обращении.
Далее перечисляются доказательства, среди которых — закрытый для доступа христиан храм Пресвятой Богородицы в том самом селе Харисджын, где 600 лет хранилась Моздокская икона Божией Матери. Авторы обращения пишут, что храм был осквернен, иконы и памятная доска, свидетельствующая о христианской принадлежности святого места, выброшены в пропасть.
Авторы считают, что повсеместно распространяется ложная и агрессивная информация о насильственной христианизации осетин представителями царской администрации. Им не нравится, что в рамках празднования 1100-летия Крещения Алании, которое будет проходить в 2022 году, проведут ремонт стадиона, реконструкцию канализации и турнир по вольной борьбе – но в планах нет ни росписи кафедрального собора в центре Владикавказа, ни завершения строительства храма Александра Невского, ни поддержки православной гимназии.
«Мы долго замалчивали нелицеприятные моменты, которые распространялись в сети Интернет, по другим каналам, так или иначе настроенными радикально людьми, — говорит архиерей Владикавказской и Аланской епархии Владыка Леонид. — Мы через это уже проходили. Я долгое время служил за границей и был свидетелем революций, которые проходили по таким же изначально сценариям. В конце концов это недопустимо, чтобы кто-то на осетинской земле имел возможность оскорблять по религиозному или национальному признаку».
В «Высшем совете осетин», самой большой и авторитетной общественной организацией, объединяющей граждан Северной и Южной Осетии, обращение православных считают анонимкой и допускают его политическую ангажированность.
«Испокон веков наши предки отличались терпимостью к представителям других религий, — рассказал «МБХ медиа» председатель «Высшего совета осетин» Руслан Кучиев. — У меня у самого брат моего деда был священником, а дед – обычным осетином, который ходил в святилище и возносил молитву с тремя пирогами. Никогда у них не было никаких противоречий. Сейчас пытаться раскрутить их и нажить на этом дивиденды, в том числе политические, как я думаю, это некрасиво и неправильно».
К дискуссии подключились уже и депутаты, и сенаторы, и общественники: все говорят о том, что Северная Осетия многоконфессиональна, а религиозная нетерпимость неприемлема.
Несмотря на то, что руководство православной церкви не признает, что имеет какое-либо отношение к авторству обращения, владыка Леонид пообещал своей пастве, что не будет спокойно смотреть на дискриминацию православных в Осетии.
«Пока я правящий архиерей Владикавказской Аланской епархии, пока я возглавляю эту кафедру, я не дам разорвать духовную и государственную пуповину, которая связывает наше великое отечество Россию с нашей малой родиной Осетией. И более того я не допущу, чтобы Осетию сталкивали в каменный век язычества», — подытожил владыка.
Эти слова вызвали особенный гнев последователей традиционной религии уацдин. Они очень обиделись на слово «язычество» и стали доказывать в социальных сетях, что уацдин предполагает веру в единого бога.
Затишье перед бурей?
Высказывания Романа Габараева, возмутившие верующих, прошли лингвистическую экспертизу. Она показала, что Габараев действительно нарушил закон – правда, пока только административно. На прошлой неделе дело Габараева рассмотрели в суде и постановили, что младодепутат должен выплатить 15 тысяч рублей штрафа.
«Я не думал, что так произойдет, что комментарий вызовет общественный резонанс, — отметил Габараев после судебного заседания. — Комментарий действительно был написан в очень резкой форме. Но комментарий был не про то, что растиражировали в СМИ. Он не был в адрес православных в республике, это полная чушь. У меня мама православная, многие мои друзья, родственники православные, которые придерживаются этой веры. Комментарий был в адрес оргкомитета данного мероприятия – крестного хода. В своем комментарии я задел группу лиц, за что я принес извинения… Я это написал, меня осудили, и я согласен. Но это не такая большая цена, чтобы мой народ узнал правду. Правду о том, что у осетин есть своя религия, которая несмотря на то, что многие конфессии ее притесняют, а притесняют именно осетинскую религию, она есть, она будет только расцветать. Это я с уверенностью могу сказать. Потому что сейчас большая часть республики, несмотря ни на какие опросы, придерживается ирон агъдау. Это я точно знаю».
Решение суда в отношении Габараева вызвало неоднозначную реакцию общества. Некоторые даже решили поддержать его онлайн-флешмобом с хэштегом «Аз дан Рома», что в переводе с осетинского означает «Я – Рома».
По данным 2012 года, около 50% жителей республики считают себя православными. Число приверженцев традиционной религии в регионе гораздо выше, чем в целом по России. К таковым себя причисляют 29% местных.
Тем временем Владыка Леонид сообщил о происходящем в республике полпреду Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александру Матовникову и патриарху Кириллу, а Вячеслав Битаров собрал межконфессиональное совещание. Владыка Леонид на совещании не присутствовал.
На совещании было неоднократно подчеркнуто, что письмо о притеснении православных – это очередная провокация, а его авторы пытаются дестабилизировать обстановку в республике.
«Виновные должны ответить по всей строгости закона. Если у кого-то есть проблемы, то я предлагаю их обсуждать и решать за одним столом в открытом диалоге», — подчеркнул Руслан Кучиев.
Северная Осетия всегда была примером добрососедских отношений, отметила в свою очередь председатель Общественной палаты республики Нина Чиплакова. На встрече было предложено создать при главе республики межконфессиональный совет.
Тем временем в Северную Осетию прибыл полпред президента в СКФО Александр Матовников. «Полпред встретился с архиепископом Владикавказским и Аланским Леонидом. В ходе встречи в Управлении Владикавказской епархии стороны обсудили актуальные вопросы, связанные с церковно-государственными отношениями», — сказано в официальном пресс-релизе епархии. Подробности встречи не разглашаются.