Заголовок на 750 тысяч рублей. Интернет-газета из Перми оштрафована за исправленную новость – МБХ медиа — новости, тексты, видео
МБХ медиа
Сейчас читаете:
Заголовок на 750 тысяч рублей. Интернет-газета из Перми оштрафована за исправленную новость

Заголовок на 750 тысяч рублей. Интернет-газета из Перми оштрафована за исправленную новость

Заголовок на 750 тысяч рублей. Интернет-газета из Перми оштрафована за исправленную новость

Арифметически неточный заголовок над крохотной заметкой о больных коронавирусом пермских медиках, исправленный журналистами уже через два часа, стал поводом для штрафа по делу о фейках.

Изменение в названии статьи признать добровольным прекращением противоправного поведения, а извинения «перед потребителями информации» — смягчающим вину обстоятельством. При санкции от полутора до трех миллионов назначенный административный штраф в 750 тысяч рублей считать справедливым. К таким выводам пришла сегодня, 10 сентября, судья из Перми Татьяна Анищенко, рассмотревшая представленные региональным Центром «Э» материалы о «фейковой новости».

Проценты и %

14 апреля в 12 часов 28 минут интернет-газета «Звезда» опубликовала новость «21,5% медработников в Прикамье заразились коронавирусом». Со ссылкой на информагентство «Местное время», которое сослалось на региональный оперативный штаб, издание сообщило — общее количество заболевших сотрудников больниц достигло 13 человек. Это действительно составило 21,5% от всех 60 пермских пострадавших от Covid-19. Через два часа заголовок был изменен. Теперь он читался «21,5% из заразившихся коронавирусом в Прикамье медработники».

Главный редактор «Звезды» Елена Лодыгина сама исправила ошибку. Скопировав из «Местного времени» новость, она поначалу запуталась в арифметике. 21,5% — это 13 медиков от 60 больных разных профессий. Но, конечно, не от всех 65,8 тысяч врачей, фельдшеров и медсестер Пермского края. Информация с обновленным названием была дополнена тремя строчками — «От редакции: предыдущий заголовок (…) не соответствует действительности. Мы сделали его корректнее. Редакция газеты „Звезда“ приносит свои извинения».

По данным юриста Елены Никишиной, представляющей интересы «Звезды» и ее учредителя ООО «Онлайн-Медиа», до исправлений и дополнений эту заметку прочитало 102 пользователя.

Заголовок на 750 тысяч рублей. Интернет-газета из Перми оштрафована за исправленную новость

Елена Лодыгина. Фото: личная страница в Facebook

Генеральское дело

Как выяснилось, одним из читателей оказался старший оперуполномоченный Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Пермскому краю капитан полиции Пермяков. Он обратился с рапортом, который завизировали начальник этого Центра «Э» полковник Антон Мелюхин и врио замначальника главка полковник Вячеслав Еговцев, на имя начальника главка генерал-лейтенанта Михаила Давыдова. С разрешения руководства бумага была зарегистрирована в тот же день, 14 апреля, как сообщение о признаках административного правонарушения, предусмотренного частью 10.1 статьи 13.15 КоАП РФ («Злоупотребление свободой массовой информации»).

Часть 10.1 была введена накануне, 1 апреля, за распространение в СМИ и соцсетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельствах. Наказание — административный штраф от полутора до трех миллионов рублей. В России эту норму окрестили как фейк-ньюс.

В рамках начатой проверки уже 15 апреля в экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) того же главка было направлено задание на проведение лингвистического исследования. Согласно справке от 20 апреля специалист ЭКЦ Евтеева уведомила о звездинской заметке — информация выражена в форме категоричного утверждения о факте. Опрошенный кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского госуниверситета Николай Пономарев пояснил — заголовок любого текста является неотъемлемым элементом текста, концентрированным выражением смысла текста. Главный специалист регионального минздрава Дарья Волкова привела статистику — по состоянию на 14 апреля зарегистрировано 60 случаев заражения коронавирусной инфекцией среди населения Пермского края, из них 9 случаев среди медработников (15% от общего количества зараженных).

Филологу припомнили арифметику

Материалы завершенной проверки 22 апреля были переданы в отдел полиции (ОП) № 7 Перми. Возглавляющая там отделение исполнения административного законодательства Татьяна Степанова в тот же день оформила необходимый протокол. Мировой судья судебного участка № 4 Свердловского судебного района Перми Ольга Берсенева 22 мая признала звездинского учредителя ООО «Онлайн-Медиа» виновным в умышленном правонарушении, указав:

«Лодыгина Е. Н., являясь главным редактором СМИ и имея высшее филологическое образование, не могла не понимать смысл размещенного заголовка. Ее пояснения о том, что она отвлеклась, вследствие чего допустила ошибку, указав неточное название, так как забыла о содержании статьи, стремилась поскорее сдать статью, была загружена работой над другими материалами, суд расценивает как стремление уйти от ответственности (…) Лодыгина Е. Н. не могла не осознавать противоправный характер своего действия и не предвидеть его вредные последствия или сознательно их допускала. В связи с этим суд приходит к выводу, что в действии ООО „Онлайн-Медиа“ усматривается умысел на совершение данного правонарушения».

С учетом изменения заголовка на арифметически точный и извинений перед читателями мировой суд снизил минимальный штраф вдвое и ограничился наказанием в 750 тысяч рублей.

Жена начала паниковать

При пересмотре этого дела в Свердловском районном суде Перми был допрошен в качестве свидетеля старший оперуполномоченный Центра «Э» майор полиции Иван Куриляк.

«Законодатель ввел статью за распространение заведомо ложных сведений (…) Была создана группа по коронавирусу из разных отделов (…) Мы посмотрели интернет. Мой коллега выявил недостоверную информацию в газете „Звезда“, что заболело 21,5 процента медиков. Через несколько дней этот сотрудник получил травму, сломал ногу, материал передали мне. Я назначил лингвистическую экспертизу, направил материал в ОП № 7, — пояснил в судебном заседании 10 сентября полицейский Куриляк. — Они допустили неточность в названии, потом исправили, извинились — это можно принять как смягчающее обстоятельство (…) Люди начали паниковать, только к нам в управление после этой публикации позвонило больше десяти человек».

Отвечая на вопрос представителя ООО «Онлайн-Медиа» Елены Никишиной — «Кто именно звонил, у вас фиксируется? — майор Иван Куриляк сказал: «Мне позвонила моя жена, например».

Заголовок на 750 тысяч рублей. Интернет-газета из Перми оштрафована за исправленную новость

Судья Татьяна Анищенко. Фото: Михаил Лобанов / «МБХ медиа»

«Фейки» от полиции и суда

Судья Свердловского районного суда Перми Татьяна Анищенко не нашла оснований для отмены постановления мирового судьи Ольги Берсеневой — и оно вступило 10 сентября в законную силу. Юрист ООО «Онлайн-медиа» Елена Никишина сообщила «МБХ медиа» о намерении жаловаться дальше — в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в Челябинске. По ее мнению, такие штрафы способны задушить СМИ.

Внимательное знакомство с процессуальными документами по этому делу дает возможность убедиться — там есть недостоверные сведения не от журналистов. Так, в рапорте от 14 апреля старший оперуполномоченный Центра «Э» капитан Пермяков доложил: «Мною 14.04.2020 г. на интернет-сайте (…) обнаружена статья…» В рапорте от 22 июля его сослуживец майор Куриляк доложил: «Мною 14.04.2020 г. на интернет-сайте (…) обнаружена статья…» На допросе в районном суде 10 сентября свидетель Куриляк опроверг сам себя и заявил, что это не он выявил звездинскую статью.

Постановление мирового судьи Ольги Берсеневой от 22 мая, которое оставила без изменения федеральный судья Татьяна Анищенко, вызывает еще больше сомнений в достоверности распространенных в этой бумаге сведений. В процессуальном документе по делу об административном правонарушении № 5−404/2020, которое опубликовано на сайте «ГАС «Правосудие», говорится — Центр «Э» дал задание ЭКЦ на лингвистическое исследование 31 марта 2020 года, справка о проведенном исследовании датирована 1 апреля. Но звездинская публикация, заподозренная как фейк-ньюс, вышла в свет только 14 апреля — и проверка началась день спустя.

Эти полицейские и судейские фейки похожи на технические неточности, опечатки. Их легко исправить, причем на законных основаниях — пусть прошли уже месяцы после допущенных «ляпов». Журналисты поправили свою неточность через два часа, но должны выложить за это 750 тысяч рублей. Елена Лодыгина поплатилась должностью, после 15 мая она — не главный редактор интернет-газеты «Звезда», отмечено в материалах дела об административном правонарушении.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Введите поисковый запрос и нажмите Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: