in

«Завтра придут за нами». В Пскове прошел митинг в поддержку обвиняемой в оправдании терроризма журналистки

Участница митинга в Пскове. Фото: Людмила Савицкая / МБХ медиа

 

Полицейские и сотрудники управления внутренней политики администрации Псковской области начинали патрулировать территорию за 500 метров до псковского гайд-парка, где проходил митинг. Всех встречных и пришедших поддержать журналиста Прокопьеву они фотографировали и снимали на видеокамеру. Недалеко стояли исполняющий роль автозака пазик и несколько полицейских газелей. «Ещё не всех арестовали? Я на рейс не опоздал?» – поинтересовался у стражей порядка эколог-общественник Игорь Батов. Представители власти безмолвствовали.

До этого их уже ошарашил Лев Шлосберг. Политик поздоровался со всеми штатскими и форменными (а их было больше двух десятков) и персонально поприветствовал главу псковского УВД Сергея Сурина. Диалог продолжился и с трибуны.

«Я хочу обратиться к сотрудникам силовых структур, которые стоят здесь. Господа, единственным источником власти в России является народ, в том числе люди, пришедшие сюда на площадь, чтобы выступить в защиту своих конституционных прав. Ваша обязанность – охранять наши права и свободы. Это ваша главная и, по сути, единственная работа. Вы не являетесь правонарушающими органами. Вы правоохраняющие органы. <…> Люди, которые отдают вам незаконные приказы о возбуждении уголовных дел, о преследовании людей за свободу мнений, о нарушении свободы совести, забыли, кто является на самом деле государством в нашей стране, им являются люди», – напоминал Шлосберг.

Полицейские конспектировали.

«Любая попытка возбуждения уголовного дела против базовых свобод человека – это покушение на основы конституционного строя России. Это тягчайшее уголовное преступление», – продолжал политик.

Лев Шлосберг. Фото: Людмила Савицкая / МБХ медиа

Пока он говорил, над толпой собравшихся поднимались плакаты: «Человек – это звучит гордо!», «Оправдание цензуры – преступление», «Свободу Милушкиным», изображения кулака с зажатым карандашом и другие. В гайд-парке собралось более 220 человек. По псковским меркам это много. Свою коллегу пришли поддержать и руководители радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» и портала «ПЛН», где и вышла передача, после которой в отношении Светланы Прокопьевой было возбуждено уголовное дело. Первые лица этих СМИ скромно стояли у края площадки.

Лидер регионального отделения КПРФ Петр Алексеенко в своем выступлении задался вопросом, почему губернатор Псковской области никак не комментирует уголовное дело в отношении журналистки Светланы Прокопьевой. «Странна позиция нашего губернатора, который набрал столько голосов на сентябрьских выборах – он молчит. Хотелось бы, чтобы он высказался по этому поводу», – поделился коммунист, добавив, что сам знаком со Светланой, считает ее статьи интересными и безусловно поддерживает.

«Закрыть дело и пойти подметать улицы»

– Да, это дело нельзя было возбуждать! Мы считаем, что следователи должны извиниться, закрыть дело и пойти подметать улицы, например. К серьезным делам их подпускать нельзя! – громко возмущался глава Профсоюза журналистов России Павел Никулин. Полицейский стоял в метре от него, вытянув диктофон. Напротив другая сотрудница силовых структур снимала  оратора на видеокамеру.

Павел Никулин призвал всех вынести дело журналиста Прокопьевой на первые полосы сайтов и газет, чтобы тема стала всероссийской, а лучше – международной.

«Чтобы каждый государственный деятель, представляющий Россию на мировой арене, краснел, мычал и пыхтел, когда его будут спрашивать: «А почему у вас возбуждают уголовные дела на журналистов, почему вы превращаете свою страну в тоталитарную?». Очень хочется, чтобы им было стыдно, – признался глава журналистского профсоюза.

Саркома, вялые и Гаага

Непартийный митинг в защиту Светланы Прокопьевой и свободы слова в России некоторые использовали и как площадку для обозначения собственных проблем. Так депутат городского поселения «Остров» Аркадий Марков рассказывал о собственных уголовных делах, связанных с обвинениями в экстремизме, просил приходить на судебное заседание по его вопросу и называл свой процесс сфабрикованным. «Оно сфабриковано на фальшивых заключениях. На мне потренируются, и, если СМИ не поддержат, то посадят и Светлану Прокопьеву. Только объединившись, мы сможем победить”, – убеждал Марков. Его сейчас обвиняют в публичных призывах к осуществлению террористической деятельности через интернет (часть 2 статьи 205 УК РФ) за публикацию видеоролика из российского сериала «Игра. Реванш» с комментарием.

«Власть в России еще в 1917 году захватили бесы. Сейчас идут этапы схождения в ад. С каждой ступенью вниз предыдущая выглядит едва ли не райской. Для бесов характерны человеческие жертвоприношения – чеченские войны, грузинская, украинская, сирийская, венесуэльская, теперь даже африканская. Им нужна кровь!» – сообщил присутствующим журналист Игорь Борисов, который раньше вместе с Прокопьевой работал в газете «Псковская губерния», он пояснил, что считает организаторами всех главных терактов спецслужбы, и поставил диагноз властям. «Сейчас у власти в России находится саркома, которая дала метастазы по всему СНГ, по всему миру. Бесы боятся только свободы слова, того, что их деяния будут видны. Для того, чтобы добиться не только свободы слова, но и всех остальных свобод в России, нужно выполнить одно условие – вялого в Гаагу! Вялого в Гаагу! Вялого в Гаагу!” – прокричал Игорь Борисов и сорвал аплодисменты.

С ним согласился активист штаба Навального в Пскове Николай Кузьмин, сравнивший профессию журналиста с врачебным делом.

«Журналист — как врач, который говорит о существующей проблеме. Наш президент и его спецслужбы –  это злокачественная опухоль, которая пожирает организм государства. Надо запомнить, что организм может быть живым без опухоли», – отметил Кузьмин и сказал, что следователей, возбудивших дело против Прокопьевой. нужно как минимум люстрировать.

Коллега Кузьмина по штабу Навального Павел Чернов призвал не смотреть молча на сегодняшние события. «Конституция худеет на глазах, статья за статьей уходят в небытие. Я требую закрыть это уголовное дело! Я требую, чтобы эти эксперты в кавычках лишились работы! Для того, чтобы быть нормальным человеком, не надо совершать хорошие поступки, достаточно не делать подлости», – заявил Чернов.

Еще один активист штаба Навального Александр Максимов тепло поблагодарил независимых журналистов, сказав, что, только благодаря им мы еще не живем в антиутопии.

«Они прицепились к фразе «Государство несет ответственность», но оно действительно ее понесет, если не сейчас, то потом, я прослежу», – пообещал псковский правозащитник Владимир Жилинский.

Фото: Людмила Савицкая / МБХ медиа
«Сделал замечание — получил пулю»

Эколог-общественник Игорь Батов рассказал, что именно свобода слова помогла ему остаться на воле. «Десять лет назад у себя во дворе я сделал замечание пьяному гаишнику, а он за это разрядил в меня весь свой пистолет. И вся эта машина, называемая правосудием, ополчилась против меня. И только свободная пресса помогла мне спастись от преследования и наших прокуроров. А в 2011 году моя организация «Свободный берег», благодаря свободе слова и собраний, отстояла Корытовский лес. Сегодня за те собрания все бы получили по два года. Свобода слова помогает нам вскрывать преступления власти и ее пособников и оставаться еще людьми», – считает Игорь Батов.

Процессом против каждого назвала дело Светланы Прокопьевой журналистка «МБХ медиа» Людмила Савицкая. «Именно такие журналисты как Светлана Прокопьева пока еще помогают нам оставаться на свободе. Если ее закроют за мысли, то завтра придут за каждым из нас. За теми, кто на своей странице в «ВКонтакте» или в «Фейсбуке» ругается из-за цен на бензин, за теми, кто пишет, что не хочет давать взятки за прием ребенка в детсад, за теми, кто осторожно или неосторожно критикует правительство или президента. Придут за нами, и, самое страшное, что никто об этом не узнает, потому что подобные ей профессионалы-журналисты будут за решеткой. Они никому не смогут рассказать, что вы в ИВС, что вы в колонии строгого режима», – подчеркнула Савицкая.

Она заявила, что Светлана Прокопьева невиновна, потому что просто профессионально делала свою работу, и призвала всех, вне зависимости от политических предпочтений, объединиться, чтобы спасти такую необходимую свободу слова.

На митинге активисты «Открытой России» развернули большой баннер в поддержку семьи Милушкиных. Дали слово и матери обвиняемого в сбыте наркотиков гражданского активиста Артема Милушкина Ирине.

«Дело против моих детей – это месть неугодным. Мои дети занимались полезными делами – защищали природу, людей. А себя не смогли. С внуками поступили во время захвата по-фашистски: им нельзя было вставать и двигаться в холодном помещении с выбитыми окнами, а сами нападавшие грелись у печки. Верьте нашей семье, все происходящее – просто способ убрать неугодных», – попросила Милушкина.

Провокатор

Не все участники митинга сочувствовали Светлане Прокопьевой. Нашелся и один адвокат «той стороны».

«На митинге вопрос вины и состава преступления не решается простым голосованием, это решают органы следствия, суд», – пафосно сообщил присутствующим Андрей Константинов. В толпе послышался смех, но Константинов не сдавался и продолжал поучать, что сводить все к истории «власть давит, а мы протестуем» нельзя, в вот закону должен подчиниться каждый.

«Давай покороче и слезай уже!», – потребовала толпа.

«Кто виноват в смерти юноши?!» – вопрошал Константинов.

«ФСБ, которая нас гасит!» – отвечали в толпе.

«У вас есть доказательства, что ФСБ фабрикует дела? Чего ж вы тогда туда с бомбами не пошли?» – ехидно продолжал спикер.

«Оратора долой! Про-во-ка-тор! Про-во-ка-тор! Про-во-ка-тор!» –  скандировала толпа, перекрывая несостоявшегося адвоката режима. Он вынужден был покинуть трибуну. Шлосберг вдогонку пожелал ему честных следствия и суда и независимых экспертов.  

«Можете представить, я жила при Сталине, моя юность прошла при нем, – призналась Анна Владимировна Ершова. – А теперь 20 лет при Путине! Хватит ли моей жизни, чтобы увидеть другого? Вы, молодые, должны это решить, потому что у вас нет этого терпения, как у стариков. <…> Я против этой власти, я хочу, чтобы вы жили по-другому!»

Светлана Прокопьева на митинге выступала последней и зацепившую силовиков статью назвала обычной работой журналиста. «Когда я зачитывала на «Эхо Москвы в Пскове» свою колонку после теракта в Архангельске, я выполняла обычную журналистскую работу: пыталась разобраться в произошедшем, пыталась понять, что толкнуло 17-летнего анархиста на преступление, жертвой которого, в первую очередь, стал он сам. Понять это необходимо, чтобы подобное не повторялось, никогда и нигде. Мотивы наших поступков определяет не только эмоциональное состояние, но и жизненный опыт. Жизненный опыт архангельского террориста целиком и полностью сложился в 21 веке, при путинском режиме. Его взросление пришлось как раз на период закручивания гаек, когда начиналось «Болотное дело», и десятки молодых людей получили реальные тюремные сроки по липовым полицейским рапортам, – объяснила Светлана и сказала, что именно общество тогда это пропустило. – Я продолжаю настаивать: это не только про меня история, это история про свободу слова в России. Я убеждена, что нынешняя печальная ситуация с гражданскими правами – это результат, в том числе, недостаточной свободы слова, это кирпичики в стенах нашей общей тюрьмы».

Свою речь Светлана произносила, стоя плечом к плечу с коллегами-журналистами. Под конец все присутствующие дружно скандировали главное слово – «Свобода!».

А медиаменеджеры с «Эхо Москвы в Пскове» и портала «ПЛН» так и стояли с краю. До трибуны не дошли.

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.