in

Абсурд диктатуры: генералы без шапок. Иван Давыдов о политической ненормальности

Фото: Вадим Савицкий / ТАСС

 

 

На фоне минских новостей (выстрелы, взрывы светошумовых гранат, стоны раненых) Россия выглядит царством абсолютного спокойствия. Если что и нарушает нашу тишину — так это только сообщения государственных агентств, повествующие о новых достижениях разнообразных начальников, от самого главного до совсем каких-то третьесортных.

Иван Давыдов

«Президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому высшие офицеры и полковники ВС РФ больше не будут носить каракулевые шапки. Вместо них вводятся меховые шапки с шитьем пятипроцентного золочения и меховые шапки с козырьком для высших офицеров и полковников соответственно, следует из указа президента, опубликованного на официальном интернет-портале правовой информации». Или вот, этажом ниже, но точно не хуже: «Российские космические корабли можно украшать хохломой и гжелью для сохранения традиций русского народного промысла, заявил генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин». Хотите еще? Есть еще, правда, совсем уже откуда-то со дна: «Временно исполняющий обязанности губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев на встрече с новобрачными из поселка Чегдомын, под которыми обрушился мост во время фотосессии, потребовал от местных властей предоставить ему документы о ремонте этого моста и распорядился забрать испорченное платье невесты в химчистку». Не уверен, есть ли что-то ниже дна, но и оттуда сообщают: «Бузова показала, как отдыхает в Сочи и танцует в бикини». Не знаю, впрочем, твердо, кто эта достойная дама, но тоже, видимо, в некотором смысле начальница: про нее часто пишут. Была такая главная начальница по части эстрады — Алла Пугачева, про нее в последнее время не очень слышно. Наверное, вместо нее теперь как раз эта вот Бузова.

Сюда же — сообщения не о самих начальниках, а о том, как процвела родина под их мудрым руководством. «Сахарная свекла в РФ в 2020 году оказалась сахаристее прошлогодней». А также: «Эксперты удивились внезапному росту урожайности зерна в РФ в августе».

Это все, кстати, настоящие новости из самых настоящих лент государственных информационных агентств. Ни слова не выдумал, да я бы так и не смог.

Таких новостей все больше, а дальше будет еще больше. Их производят тоннами, они вымывают из официального политического дискурса (извините за вышедшее из моды словцо, но вот здесь-то оно как раз и уместно) остатки любого смысла. Для мирных жителей это плохой знак: это ведь значит, что политика уже не в коме. Политика умерла (хотя можно пока надеяться, что смерть клиническая, и реанимационные процедуры имеют смысл).

А говоря проще, такого рода новости — симптомы превращения автократии в диктатуру. Мы ведь смеемся, например, над северокорейским официозом. Смешно читать — если ты не в Северной Корее, конечно, — сообщения о том, как великий и мудрый руководитель посетил завод по производству фаянсовых унитазов, раздал работникам ценные указания, и как они его долго в слезах благодарили и клялись, что теперь производство унитазов вырастет на сто процентов, трудящиеся начнут жить еще лучше, и все это позволит посрамить американских империалистов и прославить память великих предков великого руководителя.

Однако разве вот эта, допустим, новость: «Президент России Владимир Путин указал властям Санкт-Петербурга на необходимость создания батутного центра для подготовки спортсменов», — как-то по-другому звучит? Я особой разницы не вижу. Ну, да, детали у верных союзников из КНДР поколоритнее, это правда, но ведь наша диктатура совсем молоденькая, почти новорожденная, у нас эти прелести еще впереди.

Впрочем, позади — тоже они же. И эта новость, кстати, не выдуманная, проверьте, если сомневаетесь. Указал, распорядился, батутному центру быть, лучший друг акробатов проследит, чтобы их не обидели.

Помимо прочего такого рода новости — неплохой для государства способ защиты от граждан. Полицейские дубинки, конечно, эффективнее, но нельзя ведь полагаться только на один инструмент. Все эти батуты, ракеты под хохлому и запрещенные шапки из каракуля превращают политику в токсичную зону.

Одних убеждает пример оппозиции: хочешь в политику — будешь в автозаке, потом в спецприемнике, побьют, оштрафуют, а в перспективе почти наверняка сядешь. Так себе вариант для обычного человека. Другие соображают — лучше все-таки держаться подальше от этого вот всего. От расписных ракет, генеральского каракуля и врио губернатора, который лично чистит платье невесты. Психика целее будет. Абсурд на нормального человека действует так же, как на мозги лишенного шапки генерала — мороз на утреннем плацу.

Нет, разумеется, можно ведь уйти в сторону. В работу, в собственное дело, в творчество. Ну, как бы, да, можно, но такие новости, как выше сказано уже, — симптом довольно дурной государственной болезни. На работу твою почти наверняка рано или поздно придет какой-нибудь начальник из этих, станет давать ценные указания, заставит клясться в верности заветам предков, поручит пристроить где-нибудь сбоку батутный центр. Психику не убережешь точно, а если начнешь возмущаться, то и работу не убережешь тоже. Дело твое может приглянуться какому-нибудь государственному человеку в мышином мундирчике, и придется делиться. Или вовсе все отдать. И поблагодарить, что самого не загрызли.

Они ведь острые — мышиные зубки.

И творчеством твоим может заинтересоваться какой-нибудь неравнодушный гражданин, с правильными корочками в кармане, или просто с выверенной позицией. И тогда — или каяться да славить мудрое руководство, или — оштрафуют, побьют, далее по тексту.

Смерть нормальной политики означает повсеместное распространение политической ненормальности. Это от нормальной политики можно уйти, а политическая ненормальность сама тебя найдет. Уже, кстати, ищет, и прятаться бесполезно.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.