«Что, другой рифмы на слово «выборы» нет?»
«День выборов» Квартет И
Послушайте! Ведь, если звезды неизвестных политиков зажигают – значит — это кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, чтобы они были?…
Интересно, кто?
Что мы знаем о мегазвезде по имени Зеленский? Разница между Зеленским с одной стороны и Порошенко с Тимошенко с другой состоит в том, что Зеленский – это проект. Это маска комедианта, скрывающая чье-то грустное и сосредоточенное лицо, а может быть, и лица…
Почему проект? Потому что несколько месяцев назад он был политическим никто, и в таком качестве не смог бы под собственное имя собрать для кампании и миллиона гривен. На Украине много эксцентричных олигархов, но деньги они все считать умеют. Они скорее находчивые, чем веселые.
Чтобы вложиться в этот политический стартап, нужно иметь хорошую страховку, премиальные выплаты по которой компенсируют кажущийся почти неизбежным провал. Такой страховой премией вполне могла быть – и, скорее всего, была — «коса Тимошенко» (недаром она ее в этой кампании потеряла).
С определенной долей уверенности берусь утверждать, что Зеленский – это не просто проект, а изначально «анти-тимошенковский» проект, целью которого было не допустить лидера «Батькивщины» во второй тур и избежать ее чреватого непредсказуемыми последствиями лобового столкновения с Порошенко. Похоже, эта часть плана уже успешно реализована, что вовсе не значит, что продюсеры этого шоу не пожалеют о потраченных деньгах в финале.
Скорее всего, помимо основного продюсера, которым молва упорно называет Коломойского — можно сказать, «кровника» Тимошенко, для которого ее президентство страшнее второго срока так же нелюбимого им Порошенко, — у проекта был и сопродюсер в лице администрации действующего президента Украины. Ведь по сути, идея чрезвычайно красивая и, главное, абсолютно в рамках демократических правил. Хотя, конечно, не совсем свежа – нечто подобное в России проделали лет 25 тому назад с политиком по фамилии Лебедь. И там все прошло более или менее гладко: Лебедь не дал победить Зюганову в первом туре, а что случилось во втором – сам черт до сих пор не разберет. Но, как известно благодаря экс-президенту Кучме, Украина – не Россия.
Я не хотел бы никого обвинять в плагиате, но сценарий этих выборов писали не веселые и находчивые авторы «Квартала 95», а московский «Квартет И», гениальный спектакль которых пятнадцатилетней давности (а потом и фильм) выглядит как пошаговая инструкция для Зеленского и его спонсоров. Полагаю, что цели победить на выборах изначально перед Зеленским не ставилось, а нужно было только оттянуть голоса у Тимошенко. Но команда «Квартала 95» перевыполнила план, создав в финальной сцене политическую головоломку – в том смысле, что совершенно непонятно, чья именно голова будет теперь больше всего болеть.
Конечно, политическая машина действующего президента по логике вещей должна обломать политического парвеню Зеленского на финише гонки. Но вычеркнув графу «против всех» из избирательного бюллетеня, власти Украины подложили себе большую политическую свинью. Теперь все, кому не нравится Порошенко, не имея другой опции, будут готовы голосовать за Зеленского. После нескольких мучительных лет войны и тяжелых, неоднозначных и не всегда последовательных реформ Порошенко не нравится слишком многим.
Теоретически Зеленский может усилить свои позиции (если захочет взять игру на себя), создав политическую коалицию. Он намекнул уже на возможность сотрудничества с Саакашвили. В этой затее, впрочем, для него ровно столько же плюсов, сколько и минусов. Более серьезным и поэтому активно обсуждаемым шагом мог бы стать союз с Тимошенко. Но пойти на него для Зеленского – все равно, что пройтись по лезвию косы. Вроде бы и выгоды очевидны — готовая политическая машина, твердые 13-15 процентов «нерастворимого» тимошенковского электората и своя фракция в парламенте, но можно так же сильно потерять в имидже «третьей силы» и «кандидата против всех». А главное — что делать с «братской любовью» между Тимошенко и Коломойским? Последний скорее с Порошенко договорится. Хотя темна украинская ночь и нет ничего менее предсказуемого, чем симпатии и антипатии украинских олигархов. Все это делает второй тур украинских выборов более веселым, чем изначально хотелось бы их главным политическим архитекторам.
Первым следствием такого положения вещей станет повышение градуса военной риторики, о чем можно судить уже по первому выступлению Порошенко. Основное впечатление от этого выступления состоит в том, что нас всех неправильно информировали, и в украинском избирательном бюллетене на самом деле не 39, а 40 кандидатов. Сороковым и, похоже, главным кандидатом является Путин. Это что-то вроде строки «все против».
Память у нас разная, к счастью. «Девяностые» как новая линия идеологического фронта
Смерть Малашенко всколыхнула российский политический класс и...
Политическая логика второго тура выстраивается вдоль оси «нелюбви» к Путину. Порошенко предлагает Зеленскому посоревноваться в том, кто из них является главным врагом Путина. У Зеленского есть выбор: либо поднять перчатку, либо ответить асимметрично. Если поднимет – проиграет, если ответит асимметрично – значит, действительно решил «выйти за флажки».
Впрочем, справедливости ради надо сказать, что хоть Путин и включен виртуально в список кандидатов на этих выборах, он не победил на них, как это снится некоторым экзальтированным комментаторам в России, а проиграл их вчистую, как и всю Украину. Хотя бы потому, что эти выборы, вопреки всем его усилиям, состоялись (еще пару лет назад это казалось неочевидным). И так же вопреки всем прогнозам, в общем и целом являются свободными.
Победит ли грустный Порошенко, победит ли веселый Зеленский, Россия уже никогда не будет тем, кто смеется последним. Она слишком грубо пошутила над Украиной пять лет тому назад, и теперь ее команда дисквалифицирована и выбыла из игры. В лучшем случае — на несколько поколений. В худшем – навсегда.