in

Отмена оплачиваемых отпусков и приоритет «международных договоров». Какие изменения в конституцию Белоруссии готовит Лукашенко

Александр Лукашенко. Фото: Andrei Stasevich / AP

Внесение изменений в основной закон республики для Александра Лукашенко, наряду с милицейским насилием, один из способов выбраться из политического кризиса. Достоверно неизвестно, принадлежит ли замысел корректировки конституции администрации самого Лукашенко. Вполне вероятно, что креативной идеей поделился Кремль, имеющий успешный опыт навязывания обществу удобных для себя конституционных поправок.

Широкого отклика среди белорусского протестного движения предложение обсудить «внесение изменений» не нашло. Лукашенко пытается придать процессу конституционных реформ легитимность, ведя «переговоры» с зависимыми от него системными псевдооппозиционерами вроде Юрия Воскресенского, а также с полностью подконтрольными «общественниками».

Юрий Воскресенский. Фото: Yury Voskresensky / Facebook

У протестного движения и у оппозиционного Координационного совета позиция вполне четкая. Прежде чем приступать к обсуждению поправок, власть должна выполнить ряд требований: прекратить политические преследования, освободить политзаключенных, привлечь к ответственности силовиков, виновных в избиениях и пытках, и провести новые президентские выборы «по международным стандартам с новым составом всех комиссий по выборам, включая Центральную комиссию», говорится в заявлении КС по этому поводу.

До сих пор было неясно, какие изменения обсуждают Лукашенко и его аппарат с подконтрольными организациями. Среди белорусских протестующих популярно мнение, что нынешний глава государства хочет заполнить медийное пространство пустым информационным шумом и отвлечь внимание от основных требований, включая самое опасное для Лукашенко – новых выборов.

Но во вторник Координационный совет сообщил, что ему удалось получить от своих источников проект поправок в конституцию, «который власти закрыто и тайно пытаются предложить белорусскому обществу». КС отметил, что в документе содержатся «очевидно не все изменения, это не окончательный текст». Также неясно, кто именно внес эти поправки: сам Лукашенко, органы власти или представители системных партий. Но все же опубликованный КС проект представляет немалый интерес и дает представление о том, как может измениться белорусская конституция.

Президиум Координационного совета. Фото: пресс-служба Координационного совета

В частности, в статье 41 говорится, что граждане «имеют право на забастовку». Эту норму предлагается дополнить фразой «Порядок осуществления и ограничения права на забастовку устанавливается законом». В комментарии к этой поправке отмечается, что «законом могут быть установлены ограничения реализации права на забастовку в той мере, в какой это необходимо в интересах национальной безопасности, общественного порядка, здоровья населения, прав и свобод других лиц».

Фактически из статей 43 и 45 предлагается изъять нормы, гарантирующие право на ежегодный оплачиваемый отпуск и на бесплатную медицинскую помощь.

В основной закон страны хотят внести и изменения, касающиеся деятельности политических партий. Например, в действующей редакции говорится о запрете на «создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды». 

В новом варианте нормы о запрете пропаганды войны и розни почему-то отсутствуют. Зато прописан запрет на финансирование политических партий и профсоюзов иностранными юридическими лицами и гражданами, государствами и международными организациями.

Юристы КС отметили, что запрет на иностранное финансирование партий существует и сейчас на уровне законодательных актов – вызывает сомнение целесообразность вынесения его на уровень конституции.

Еще одно изменение в статью о политических партиях звучит так: «Не допускается незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов». 

Таким образом, под запрет могут попасть общественные объединения, берущие на себя функции охраны общественного порядка, функции касс помощи для уволенных сотрудников госпредприятий, функции альтернативного подсчета голосов на выборах и так далее.

Фото: Елена Боровская для «МБХ медиа»

Самое неоднозначное изменение может коснуться статьи 8, где сказано о приоритете международных договоров над национальными законами.

Раньше в конституции о соотношении международного и национального права говорилось следующее: «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции».

В новой редакции статья может звучать так:

«Международные договоры Республики Беларусь являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Следует отменить, что Белоруссия слабо связана какими-то юридическими нормами правозащитного характера с Западом. Например, республика не является членом Совета Европы, и на нее не распространяется юрисдикция Европейского суда по права человека. Наиболее тесные и разносторонние международные связи у Белоруссии с восточным соседом – РФ. С высокой вероятностью выше белорусских законов встанут именно договоры, заключенные с Россией.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.