Добрый день, я Никита Дульнев, руководитель службы информации «МБХ медиа». Цифровые гайки закручиваются все больше, но этот процесс не может быть бесконечным. Если посмотреть на проблему через призму «новой этики», то вырисовывается один из сценариев конца эры тотального контроля.
Давайте попробуем убрать из темы Me Too, насилия и принуждения сексуальный подтекст. Ведь разговор же не обязан быть только «про это»? Если тренд опубличивания историй насилия продолжится, а вместе с ним и рост потребности общества в социальной справедливости и защите прав слабого перед сильным, то через годы мы получим десятки Me Too, направленных против ныне действующих представителей власти.
Маленький пример: во время «самоизоляции» большинство жителей Москвы и многих других регионов были вынуждены пользоваться системой выдачи пропусков для передвижения по городу. Власти в результате получили много актуальных данных о россиянах: фактическое место проживания, привычки, любимые магазины и прочее. Но можно ли назвать это взаимодействие с властью добровольным? В каком-то смысле это все то же пресловутое абьюзивное поведение.
Проверим. Зависит ли от власти жизнь и благополучие жителя? Безусловно. Хотел ли житель такого взаимодействия — выходить из дома, только уведомив власти, передавать свои персональные данные, отчитываться о своих передвижениях? Очень маловероятно. То есть «сильный» вовлек «слабого» в нежелательное для последнего взаимодействие. Почему тот не пошел в полицию? Во-первых, пробовали, полиция и суды такие заявления брать не хотят. Во-вторых, «все равно им за это ничего не будет». Проще принять, расслабиться и позволить этим людям делать с тобой то, что они хотят. В противном случае конечный результат будет тот же, а тебе по дороге могут и кость сломать, и всю жизнь. Эта же логика в той или иной степени применима к любым ограничительным и надзорным мерам любых властей любой страны.
Сейчас такое взаимоотношение с властью является нормой. Точно так же, как еще 15–20 лет назад считались нормой такие формы отношений между мужчиной и женщиной, которые сегодня называют абьюзивными. Но, как мы видим, нормы в современной России стремительно меняются под натиском молодых, активных и жаждущих изменений к лучшему. По крайней мере, к тому, что они считают лучшим. Сейчас эти молодые люди находятся в том возрасте, когда у них уже есть опыт романтических и сексуальных отношений, есть травмы и есть желание эти взаимоотношения наладить. Поэтому пока их энергия направлена на изменение именно этой части жизни. Со временем они или преуспеют в этом, или нет. Но их сфера интересов и ценностей изменится. И тогда условные Me Too будут не про секс, а про свободы и меры, которые принимали власть имущие.
В случае с личной жизнью, если тебе не удалось изменить отношение к себе, или же ты не смог выбрать «того самого» человека, всегда есть опция остаться одиночкой. В случае с властью же неизбежно придется искать того лидера, который подойдет. Если, конечно, не случится чуда и человечество не выработает модель существования без какой-либо власти.
Это текст авторской рассылки «МБХ медиа». Каждую субботу сотрудник редакции пишет вам письмо, в котором рассказывает о том, что его взволновало, удивило, расстроило, обрадовало или показалось важным. Подписаться на нее вы можете по ссылке.