in

Модная болезнь: терпимость к абсурду

Фото: Matilde Campodonico / AP
Иван Давыдов

Новые абсурдные законы уже действуют: нашумевшая ярославская история о ругательной надписи на колоннах здания УМВД закончилась блокировкой двух сайтов, пока, по счастью, временной. Местные сайты сообщили читателям о прискорбном случае вандализма, не цитируя надпись целиком и закрасив на фото одно из двух слов, из которых надпись, собственно, и состояла. Не помогло. Роскомнадзор и Генпрокуратура начали пугать редакции законом о неуважении к власти (или об обязательном уважении к власти — пойди пойми, как правильно выражаться, чтобы никого не оскорбить). Некоторые СМИ новость убрали, а «Яркуб» и «76.ru» не стали. Их заблокировали.

Получается, в общем, что специалисты из Роскомнадзора даже и не сомневаются, что надпись «Путин …» (а именно в таком виде и воспроизвели ее заблокированные сайты) непременно является оскорблением президента, и никак по-другому читаться просто не может. И, наверное, это неплохой повод, чтобы заблокировать Роскомнадзор вместе со всеми его специалистами за крамольные мысли, но кто ж их заблокирует.

А старые абсурдные законы, меж тем, тоже действуют. В Омске оштрафовали за демонстрацию нацистской символики дизайнера Илью Фришмана. Всего на тысячу рублей, но дорог ведь не штраф, дорого внимание. Что же за преступление совершил этот новоявленный поклонник фюрера? Черт, если бы не знал, не видел официальных пресс-релизов, так не поверил бы, посчитал, что это кем-то лихо придуманный анекдот. Фришман выложил на своей странице в социальной сети «Вконтакте» видеоролик — пародию на фильм «Семнадцать мгновений весны» (а может, и на сериал «Ликвидация», это как посмотреть) из передачи «Большая разница», которая выходила во время оно на Первом канале. Там Штирлиц и прочие герои старого советского кино обсуждают дела свои с использованием чего-то, более или менее похожего на одесский жаргон. «Пастор знает за подполье!» — одобрительно отзывается о пасторе Шлаге Макс Отто фон Штирлиц, и строит такую рожу, будто он не штандартенфюрер СС, а советский сыщик Давид Маркович Гоцман. Смешно умеренно, но нацистская символика, не поспоришь, присутствует. Следователь дизайнеру все объяснил прямо, без обиняков: «Это может увидеть какой-нибудь ветеран Великой Отечественной войны и обидеться».

Понятно, что авторы закона искренне, видимо, считают, что стоит современному россиянину увидеть свастику, и он немедленно отправится на бой за чистоту арийской расы, нацепив коричневую рубашку. И непонятно, как выживают среди нашего торжествующего антифашизма создатели нового телеканала «Победа», где круглосуточно крутят фильмы о войне. То есть почти постоянно демонстрируют нацистскую символику.

В Петербурге осудили за нарушение установленного порядка проведения массовых мероприятий трех активистов «Ленинского коммунистического союза молодежи» (чего только нет на родине). Они привезли к общественной приемной «Единой России» коробки с мусором и надписью «за вашу работу». Протестовали против пенсионной реформы, ну, и против мусорной до кучи. А признаки нарушения установленного порядка суд усмотрел, в частности, в том, что до места юные преступники добирались «на троллейбусе №5 по заранее определенному маршруту».

Депутат-единоросс из Мосгордумы Татьяна Батышева предложила запретить продажу «игрушечных вампиров, монстров и других страшных существ». Логика та же, что и у борцов со свастикой в кино: «Я, например, захожу в магазин и вижу куклу-вампира. Что хорошего в этой игрушке? У нее страшные зубы, кровь во рту, чему мы учим ребёнка? Если мы дарим вампира, убийцу или еще кого-то, то мы что, хотим, чтобы наш ребёнок стал вампиром?» Ну, разумеется, какой же ребенок устоит и не кинется немедленно пить человеческую кровь? А может, тут и вовсе заговор. На самые видные места в магазинах, сообщает депутат Батышева, выкладывают игрушки «для убийства и смерти», а вот игрушки «для любви и радости» (молчите, распутники, и откуда у вас такие мысли?!), наоборот, прячут.

Хотя нет, тут логики все-таки побольше: настоящие монстры, систематически, последовательно и упорно отравляющие жизнь нормальным людям, борются с игрушечными монстрами. Ощущают конкуренцию.

Все это могло бы сойти за удачные первоапрельские шутки. Но на календаре — не первое апреля, а живых людей по-настоящему ловят, наказывают, штрафуют, сайты блокируют.

Толерантность хорошая, говорят, вещь, но всегда ли? В российском обществе — от безысходности, наверное, — выработалась уже своеобразная толерантность к этому абсурду. Ну, штрафуют, блокируют, отравляют жизнь. Но точечно, без размаха, не всем. Что ж с ними поделаешь, такие у нас властители уродились, выбирать-то все равно не приходится.

Это, кстати, главный, наверное, лозунг нашей особенной, на прочие не похожей демократии: «Выбирать-то не приходится».

И может быть, однажды производимый властью абсурд, вся эта вонь, без шуток отравляющая жизнь, превысит предельно допустимую концентрацию. И случится что-то вроде взрыва, и многих завалит осколками. Или, наоборот, толерантность наша к абсурду преодолеет все мыслимые границы, и превратимся мы в подобие муравейника, где все ходят строем и все заняты делом, а на лишние, да и вообще ни на какие мысли не остается времени и сил. Футурологи такие конструкты обзывают «обществами роевого типа». 

И оба варианта, говоря откровенно, так себе.

Эффектная фраза для финала, скажу честно, была придумана заранее, но жизнь не любит заготовок, и как тут не поделиться новостью: «По лесничествам Челябинской области в рейд отправились специальные бригады Главного управления лесами. Они ищут нелегальных сборщиков валежника, и рассказывают жителям деревень и сел, какую древесину можно забирать домой, а какую нет».

Трепещите, нелегальные сборщики валежника.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.