Главный редактор газеты «Ведомости» Андрей Шмаров не допустил к публикации колонку Владимира Рувинского «Нерегулируемая агитация». Об этом Рувинский рассказал в своем фейсбуке: «Это первый такой случай за три года моей работы в “Ведомостях”. Каких-либо объяснений от Шмарова его действий я не получал. Но, очевидно, дело не в тексте, а в теме — нарушения в кампании по изменению Конституции на основе доклада “Голоса”. Что ж, это должно было произойти, я просто фиксирую конец прежних “Ведомостей”».
«МБХ медиа» с разрешения автора публикует полный текст снятой колонки.
Голосование о Конституции пойдет по особому закону, но и его оказалось мало
Власти и прежде по-всякому принуждали лояльных бюджетников участвовать в голосованиях, рассчитывая на их зависимость, но всенародное голосование о Конституции сопровождается такой навязчивой кампанией, что граждане могут и не смириться с результатом голосования.
Эксперты движения в защиту прав избирателей «Голос» подтвердили реальность, данную нам в ощущениях: заявленное властями информирование о голосовании по Конституции действительно массово по всей стране проходит в форме агитации за участие в нем и административной мобилизации граждан.
Нарушения закона о голосовании только на местном уровне зафиксированы примерно в 50 регионах, сказано в докладе «Агитация и административная мобилизация граждан на общероссийском голосовании». Это не значит, что в оставшихся 35 регионах нарушений нет — доклад основан на верифицированных данных от долгосрочных наблюдателей движения в 33 регионах страны и публичных свидетельствах местных жителей.
На тему голосования активно высказываются мэры, губернаторы и — чего раньше не было — избирательные комиссии, которые должны сохранять нейтральность: в докладе приводятся десятки конкретных примеров. Например, утверждения вроде «поправки и инициативы усилят в целом нашу страну» (губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев) или «предложенные поправки позволят обеспечить главенство национальных законов» (губернатор Самарской области Дмитрий Азаров) — никакое, конечно, не информирование, а призыв голосовать «за» — то есть агитация.
Другие региональные нарушения, замеченные экспертами «Голоса», касаются полицейского прессинга противников голосования, — за их одиночные пикеты, попытки провести митинги. Противники поправок, указывает «Голос», были фактически лишены возможности вести агитацию. В докладе приводятся конкретные примеры попыток административной мобилизации и принуждения избирателей в регионах, работающих в бюджетных учреждениях, к участию в голосовании. Эти региональные нарушения происходят на фоне массовой агитации на федеральном уровне с экранов телевизора.
Доклад «Голоса» важен тем, что доказательно фиксирует страновой размах возможных нарушений. Мало того что сам принятый в марте закон о голосовании как минимум сомнителен с точки зрения действующей Конституции, так еще у власти не получается соблюдать и его — например, он запрещает агитацию чиновников и госслужащих.
Конституционный суд 16 марта признал общероссийское голосование актом народного волеизъявления, свободного и осознанного. Но законодатель не заложил необходимых гарантий этого — например, обеспечения равного предоставления позиций сторонников и противников поправок, правила финансирования агитации, ограничений административного ресурса и пр., говорит сопредседатель «Голоса» Станислав Андрейчук. Наложилась эпидемия коронавируса, которая привела к тотальному ограничению базовых гражданских свобод — собраний, ассоциаций, передвижения внутри страны. А без них вообще-то нормальное обсуждение конституционных поправок, нацеленных на изменение жизни страны и ее граждан, невозможно, говорит Андрейчук.
Административная мобилизация, прессинг и фальсификации на выборах в России в целом нередки. Особый закон должен был дополнительно гарантировать результат. Но бесконечная агитация и спешка свидетельствуют, что Кремль не уверен в будущем, а возможно, видит и снижение лояльности. В эту кампанию граждане стали чаще публично возмущаться административным принуждением, замечает Андрейчук, что может означать: история с изменением Конституции только начинается.