in

Полная катушка. Антон Орех об антилотерее, в которой может «выиграть» каждый

Пикеты в поддержку фигурантов дела "Сети" в Москве. Фото: Александр Щербак / ТАСС

Что общего между свадьбой, страйкболом и лягушками? Общее у этих мероприятий и предметов в том, что все это — призы в лотерее. Только если в обычной лотерее есть выигрышные билеты и джек-поты, а это – лотерея наоборот. В ней джек-поты и призы все проигрышные. 

Три истории – запрещенной в России организации «Сеть», супругов из Калининграда Зиминой и Антонца и Егора Жукова – вроде бы совсем разные. А на самом деле – они про одно и то же. Как в отрицательной лотерее люди вытащили проигрышные билеты. 

Дело «Сети» (внесенной в список террористических организаций в России), завершившееся адскими сроками – конечно, жуткое от начала до конца. Непонятно в нем только одно: а почему оно вообще появилось – откуда? Ход мыслей садистов проследить непросто, но я думаю так, что дело началось с «фоторобота». Спецслужбам в тот момент обязательно нужно было раскрыть какую-то экстремистскую, террористическую ячейку. И у них в головах был нарисован условный портрет такой ячейки. А эти парни из Питера и Пензы просто подошли под искомое по многим параметрам. Леваки, анархисты, играют в лесу в страйкбол. К тому же одна из команд у них прямо как специально называлась «5.11» — а не в честь ли, случаем, «революции Мальцева»? Ребятам просто не повезло. На их месте могли – и могут! – оказаться любые другие невиновные ни в чем люди, с нужными «характеристиками». 

В деле «Сети» нет ничего! Ни пострадавших, ни ущерба, ни действий, ни приготовлений к действиям. Есть только показания, выбитые под пытками. И пусть найдутся здесь герои, которые скажут, что не станут оговаривать себя и товарищей, если им пустят ток по гениталиям. Описания пыток настолько натуралистичны, что вариантов, собственно, два: надо или чтобы тебя пытали или чтобы ты сам пытал – иначе эти знания тебе получить никак не возможно. 

Мы вынуждены всякий раз делать сноску, что «Сеть» запрещена в России. Чтобы выполнить требования закона и чтобы самим не иметь с законом проблем. В деле, где закон и процессуальные нормы нарушались постоянно, и никто не думал о сносках и примечаниях. Но люди получили на полную катушку. 

Мне даже кажется, что это как закон сохранения энергии. Силовикам очень досадно, что в «московском деле», в деле Ивана Голунова, общество смогло отбить, по крайней мере, часть людей. Кого-то даже оправдали, а кому-то дали символические сроки, которые все равно несправедливы, но все же это лучше тюрьмы. И вот в Пензе – получите! 

А тем временем в Москве заслушали апелляцию по делу Егора Жукова и вернули ему фигурки лягушек, которые первоначально постановили «казнить» и либертарианский флаг. Тоже уступка. И, если не считать того, что абсолютно ни в чем не замешанный парень получает три условных года, то выглядит это даже забавно. А представьте, что было бы, если б не нашлось то видео, где четко видно, кто Жуков, а кто неизвестный гражданин, как бы на Жукова похожий? Что было бы, если бы потом все успокоились и не говорили про Егора каждый день? Смешно бы получилось или не очень? Сидел бы Жуков в студии «Эха Москвы» и беседовал с Ходорковским или сидел в кабинете какого-нибудь следователя по особо гадким делам? Кто бы тогда веселился? 

Хотя улыбка непроизвольно бывает первой реакцией даже в несмешных, по сути, ситуациях. Антонина Зимина выходила замуж за Константина Антонца. Позвали отметить и старого приятеля, однокурсника Антонины. А он выпил (что на свадьбе, конечно, не грех), и стал рассказывать, что работает в ФСБ. А теперь супружескую пару обвиняют в госизмене и раскрытии личности тайного агента! 

Это такая фантастическая бредятина, что поневоле улыбнешься в первое мгновение. Улыбаться перестаешь, когда понимаешь, что все это на полном серьезе. Что это статья и в ней срок до 20 лет. И что по делу запрещенной в России «Сети» дали и 13, и 16, и 18 лет. И что у Антонины, в отличие от нас с вами, не было 2019 года, потому что она весь его провела в СИЗО. 

Ей и Константину просто не повезло. Они позвали на свадьбу не того человека. И вытянули проигрышные билеты. Как молодые люди, игравшие в страйкбол. Как Егор Жуков, просто пошедший на акцию. Но у пензенских фигурантов и Жукова хотя бы имелись признаки, по которым они подходили под разнарядку чекистов. А в Калининграде люди просто создали семью и решили это отпраздновать. Как делают миллионы людей каждый год! 

Следите за гостями на свадьбе! Следите во что вы одеты, когда идете на митинг и нет ли рядом похожих на вас. Играйте в страйкбол осторожно! Мало ли что!

Я вот как раз на следующий день после приговора в Пензе входил в метро, а вместе со мной входили два парня. Их тормознула служба безопасности и спросила, что у ребят в руках. У ребят были страйкбольные ружья. Прямо из магазина, даже не распакованные. Безопасники маленько помялись, крякнули, но ребят пропустили. 

Что тут скажешь – повезло! Парни даже сами не подозревают, насколько. Потому что как выигрыш в лотерею сваливается на вас внезапно, так и проигрыш в антилотерее всегда внезапен. И зачастую – на полную катушку.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.