in

Революция, какая ты красивая, когда молчишь!

Фото: AP / East News

 

 

Прости меня, читатель, что перегружаю аллегориями из своего советского бэкграунда, но революция — действительно дама капризная и шумная, и выглядит красивей, когда меньше говорит. 

 

Владимир Пастухов, научный сотрудник University college of London

Я не хотел бы выступать Кассандрой, но, на мой взгляд, в развитии белорусской революции наступает критический момент. В том смысле, что она никуда не развивается. Причина такого положения вещей — отсутствие у белорусской оппозиции конструктивной повестки, адекватной менталитету и ожиданиям белорусской массы. Этот дефицит не был так очевиден, пока оппозиция не заговорила громко собственным голосом. Но как только миру был явлен ее координационный совет, все старые демоны белорусского протеста, убаюканные временно «казусом Тихановской», снова оживились. 

 

В целом, счет ошибок в матче за политический кубок Белоруссии между властью и оппозицией сегодня 1:1. Лукашенко резко ухудшил свое положение, допустив регистрацию Тихановской, о чем я уже писал

На мой взгляд, поспешно созвав координационный совет, оппозиция допустила симметричную ошибку, подарив Лукашенко шанс. На месте последнего я бы даже не стал особенно препятствовать его деятельности и рекламе. В совете очень много симпатичных мне лиц и вообще замечательных людей, но только координировать они ничего не в состоянии. Напротив, образ слишком много и слишком красиво говорящих людей способен скорее демобилизовать, чем мобилизовать массу. 

 

Тихановская является очень удачным зонтиком для оппозиции. Обстоятельства ее превращения из политической Золушки в лицо белорусского протеста таковы, что от нее никто не ожидает ни четкой программы, ни немедленных ответов на бесконечные вопросы о будущем Белоруссии. Другое дело — аж целый координационный совет, состоящий сплошь из «ЛОМов» — лидеров общественного мнения. От них ждут гораздо больше, чем они могут сегодня дать. И это вовсе не упрек этим замечательным людям. Нечто подобное случилось и с координационным советом российской оппозиции, который состоял из не менее замечательных людей, чуть менее десяти лет тому назад. 

Сомерсет Моэм как-то написал: «Никогда не делай паузу без нужды! А уж если взяла паузу, то тяни ее сколько сможешь! Чем больше артист — тем больше у него пауза!!!» Революция — великая актриса. Я уже упоминал, что один из главных режиссеров революции XX века советовал ей никогда не брать паузу. Но, если уж пауза случилась, то надо следовать рекомендациям британского мастера слова — держать ее изо всех сил. Тихановская — главный актив белорусского протеста, его возникшая из ниоткуда Жанна Д’Арк. Не стоило спешить быстро размывать этот актив, демонстрируя много новых — а по сути очень старых — лиц. Что делать с ними, Лукашенко знает. А вот что делать с массой и ее символом — нет. Не всегда определенность помогает. Иногда лучше, если ясность остается разновидностью полного тумана, как говорил главный герой другого популярного советского сериала. По крайней мере, когда речь идет о революции… 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.