in

Русский милитаризм: почему армия в России больше, чем просто армия. Презентация книги Александра Гольца

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС



В правозащитной организации «Международный Мемориал» 20 сентября прошла презентация книги  Александра Гольца «Военная реформа и российский милитаризм». Александр — журналист и политолог, последние 35 лет занимающийся исследованием российских военных реформ. Новая книга стала результатом изучения реформы Анатолия Сердюкова, проведенной в российской армии в 2008-2012 годах. В книге Гольц постарался ответить на вопросы, ослабила или укрепила она режим в России и удалось ли сохранить ее результаты.

В своих исследованиях Александр Гольц с определенного момента стал концентрироваться на понятии «русского милитаризма». «На все проблемы у нас смотрят с военного бока. Любой вызов — вызов военный. Россия является типичным милитаристским государством, которое даст еще фору Пруссии», — считает Александр. Исследователь в качестве примера вспоминает о конфликте России с Украиной: «Нам не говорили что украинцы выбирают западный путь развития, нам говорили, что у них завтра базы НАТО появятся. Ответ на любой вызов государство давала военный». 

 

Из-за того, что Россия — государство милитаристическое, процессы, происходящие в армии, влияют на всю страну. «Общая реформа у нас не получается. Мы выйдем на нее через секторальные реформы: банковскую налоговую и так далее. Step by step мы двинемся к светлому будущему», — так прогнозировал Александр еще до начала 10-х годов. «Кардинальная военная реформа может стать мотором демократических отношений внутри страны», — утверждал исследователь.

Гольц обнаруживает, что такая кардинальная реформа была проведена Сердюковым в 2008-2012 годах. Количественная реформа, главным образом направленная на оптимизацию военного состава, привела к ощутимым изменениям внутренней и внешней политики России. Но вызывала не те изменения, которые от нее ожидала либеральная российская общественность. «Реформа не привела ни к чему, кроме как к смывающей все волне милитаризма. Я читал социологические исследования, проведенные в 2015 году. Российская молодежь стала говорить о необходимости войны. Невозможно понять, как российская молодежь вдруг стал мечтать о войне, которая сделает мир более ясным и более простым».

 

Исследователь стал искать исторические аналогии произошедшего в России и нашел их в прусских реформах начала XIX века, в ходе которых были созданы военные институты, функционирующие в Германии и в англо-саксонских странах по сей день. Но когда руководство Пруссии переключилось с военные реформ на гражданские, ее действия оказались абсолютно не успешными. По мнению Александра Гольца, это знак для нашего государства, которое хочет видеть военно-промышленный комплекс локомотивом всего общества.

При общей милитаризации страны большой проблемой стало то, что военная реформа была свернута. Как только Сердюков стал переходить от количественных реформ к качественным, его убрали с поста. «Военные реформы потеряли свой смысл и содержание. Когда милитаризм соприкасается с реальностью — это неизбежно». Но хуже того, что после сворачивания проведенных реформ остался милитаристический запал. Сердюковская реформа была направлена на достижение абсолютного превосходства на постсоветском пространстве. Руководство нашей страны говорит о превосходстве мировом.

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.