in

Учитель идеологии. Антон Орех — о самом «важном» знании, которому учат со школы 

Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС

Вот и Первое сентября уже. День, так сказать, знаний. Без линеек, зато с масками, дистанцированием (ха-ха) и отдельными звонками для каждого класса, с удаленкой при первом же шухере. И мой ребенок тоже пойдет на учебу. И точно пойдет безо всякой радости – слава богу, недолго уже осталось. Я вообще не знаю, кто из нас любил школу, и кого из нас школа любила сама. Как-то так она странно устроена. Как первая ступень угнетения человека. 

Родители есть родители, они воспитывают и что-то, конечно, запрещают. Но им, вроде как, по природе такое положено. Детский сад – это все-таки «штаны на лямках». А вот со школы общество и государство начинают работать с человеком, подавляя в нем личность и стругая из него «гражданина», «патриота», будущего строителя чего-нибудь там – но обязательно полезного государству и обществу, а не самому себе. Потому что государство лучше знает, как лучше. 

Потом будут вуз и/или армия, потом работа с каким-то начальником. И часто это работа бюджетника. А там, глядишь – уже и пенсия. Хотя и на песни государство про тебя не забудет. Шантажируя или завлекая копеечной прибавкой, оно будет требовать от тебя галочки и палочки, чтобы ты на склоне лет продолжал быть статистической единицей и топливом для бездушной машины. 

Тут на днях бесноватый Лукашенко сказал, что в школах должны работать только те учителя, которые разделяют государственную идеологию. А остальные – катись на все четыре стороны. И зачем здесь вообще что-то говорить, если классиками все уже сказано до нас. «Пришла весна, настанет лето – спасибо партии за это». «Партия учит нас, что газы при нагревании расширяются». Я еще помню время позднего СССР, когда нас пытались доучивать по советским же учебникам, и рассказывали, что не может быть просто литературы – это должен быть социалистический реализм. И к истории надо подходить с марксистских позиций. И не было науки вообще – наука была советская. 

Все мы помним из детства: и галстуки, и звездочки, «будьте готовы – всегда готовы». Вот с правописанием, географией и формулами не так хорошо обстоит дело, подзабыли, а иные даже в школе этого не знали. Зато юных ленинцев из нас ковали до тошноты. Спасибо партии за это. У кого хоть какая-то на плечах голова была, ни по какому совку не ностальгируют. А вот Лукашенко прямо изнемогает. Но это и понятно. Страной он правит 26 лет, а заступил на пост всего через три года после распада Союза. Он до сих пор где-то в тех временах, для него они словно вчера закончились… 

Детям бы хоть как-то литературу с химией освоить, а учителям эти амфибрахии с плюмбумами до современной школоты донести. Но педагогам лукашенковского образования теперь главное не учить детей, а долбить им в башку… даже не понимаю что. Педагоги должны разделять государственную идеологию, но какая она сейчас в Белоруссии, в чем состоит, что должны учителя объяснять ученикам? Что в 90-е муки оставалось на три дня, и если бы не Лукашенко, то белорусы ходили бы в лаптях и рваных штанах? Он вот это повторяет, как заклинание, на всех выступлениях. Те, кто бьют, насилуют, пытают людей – это «красавцы», которым аплодирует президент, а те, кто бастуют – это гестаповцы. Вот про это должен сказать классный руководитель? Рассказывать вслед за Лукашенко про каких-то фашистов, которые за две недели, правда, ни одной витрины не разбили и собирают за собой фантики, а сам узурпатор в это время нарядил 15-летнего сына в камуфляж и дал автомат, как в «гитлерюгенде»? 

Я смотрю на Белоруссию и хорошо представляю, что через какое-то время все то же самое будет происходить и у нас – просто Лукашенко сидит на троне на шесть лет дольше нашего царя и у него ситуация совсем стала клинической. Но смысл его власти такой же, как и у Путина. И разговор про учителей идеологии совершенно точно скоро зайдет.

А по-хорошему, учителя в Белоруссии, да и у нас в России, должны для начала сами научиться честно считать голоса на выборах, коль скоро избирательные участки почти всегда располагаются в школах, а среди членов избиркомов – всегда есть преподаватели. Видимо в этом и состоит государственная идеология, чтобы плевать на дважды два четыре и уверенно писать, что 2+2=5.  

В Белоруссии – мы сами с вами видели эти фото – дети несли к школам свои награды и дипломы, и складывали у ворот, как те офицеры и солдаты, которые выбрасывали в мусорку свою форму. А родители оставляли объявление, что, мол, дорогие учителя и директора, денег у нас на школьные нужды не просите, возьмите их из той суммы, за которую продали свою совесть. 

 

Подписаться на телеграм Ореха можно тут 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.