Главы дипломатий РФ и США впервые за долгое время пообщались друг с другом: первая встреча министра иностранных дел Сергея Лаврова и госсектреатря Энтони Блинкена (он вступил в должность в начале года) в рамках международного Арктического саммита прошла в исландском Рейкьявике. Разговор продолжался почти два часа, но не стал судьбоносным для отношений двух стран, полагает эскперт. «МБХ медиа» публикует некоторые итоги этих переговоров и комментарии к ним.
По итогам встречи госсекретарь Энтони Блинкен написал в Twitter: «Я подтвердил нашу решимость [действовать] в ответ на действия России против Украины, радиостанции «Радио Свободная Европа / Радио Свобода», и Алексея Навального».
Сергей Лавров, общаясь с журналистами после итоговой пресс-конференции, упомянул, что дипломаты обсудили сферу общих интересов –– ситуацию вокруг иранской ядерной программы, КНДР и Афганистана. Также стало известно, что Блинкен и Лавров подискутировали на темы Сирии, конфликта на границе Армении и Азербайджана, борьбы с пандемией COVID-19, вопросам изменения климата, а также российского председательства в Арктическом совете.
Блинкен резюмировал, что между Россией и США имеются разногласия в геополитических вопросах. Дипломат напомнил о недавнем заявлении Байдена: если Россия будет действовать агрессивно против США и их союзников, то со стороны Соединенных Штатов последует реакция.
При этом, госсекретарь подтвердил, что США стремятся к «предсказуемым, стабильным отношениям с Россией». По его мнению, они должны позитивно повлиять не только на население обеих стран, но и на весь мир.
Лавров, в связи с этим, упомянул о концепции стратегической стабильности. Он назвал диалог «конструктивным» –– дипломаты обсудили ее ядерные и неядерные, наступательные и оборонительные аспекты.
Министр также рассказал о том, что страны договорились подготовить предложения по работе диппредставительств в США и России. «Мы будем готовы разгрести завалы, которые достались в наследство от предыдущих администраций Соединенных Штатов, в том, что касается функционирования дипмиссий США в России и российской в США», –– подчеркнул Лавров.
Фон очень умеренный, но встреча может быть
Напомним, 15 апреля США ввели новые санкции в отношении России –– они включали высылку десяти российских дипломатов из посольства в Вашингтоне. Москва зеркально ответила на эти меры, а также объявила о возможном ограничении краткосрочных командировок для американских дипломатов и запрете найма россиян в американскую дипмиссию. 14 мая РФ утвердила список недружественных государств, в который вошли США.
При этом, незадолго до встречи Блинкена и Лаврова Соединенные Штаты из соображений «интересов национальной безопасности» официально отказались от санкций против компании-оператора проекта Nord Stream 2 AG и ее главы Маттиаса Варнига.
Помимо этого, Блинкен выразил уверенность в том, что президенты США и России проведут переговоры в течение ближайших недель. Ранее Байден предложил Путину встретиться в одной из европейских стран 15–16 июня. Москва, правда, до сих пор официально эту встречу не подтвердила.
До очной встречи министр иностранных дел Лавров и госсекретарь Блинкен дважды говорили по телефону. В частности, одной из тем обсуждения стало освобождение американцев Пола Уилана и Тревора Рида. Уилан осужден в России за шпионаж и приговорен к 16 годам тюрьмы, а Риду вменяют нападение на правоохранителей –– за это его осудили на девять лет.
Мнение эксперта
Сотрудник Института США и Канады РАН Павел Шариков обращает внимание на то, насколько разными были официальные сообщения на сайтах Госдепа и МИДа: «Такое впечатление, как будто Лавров и Блинкен в двух разных встречах участвовали. Те акценты, которые расставляют американцы, и акценты, которые расставляют в нашем МИДе –– отличаются. Это достаточно распространенная практика, но такую большую разницу я, если честно, редко видел».
Позитивным моментом переговоров Шариков называет уже сам тот факт, что возможная будущая встреча на уровне президентов стран не была отменена. При этом, сам диалог на Арктическом саммите специалист считает дежурным. «В американской прессе большого внимания к этой встрече не было. Видимо, она воспринимается не как какая-то историческая. Это диалог на полях, помимо него там очень много было других двусторонних встреч», –– комментирует он.
По словам Шарикова, новость об отмене санкций в отношении Nordstream 2 незадолго до встречи нельзя оценивать, как «победу русской дипломатии» –– смягчение позиции Соединенных Штатов может быть результатом договоренностей между США и Европой.
Сами переговоры тоже не стали показателем потепления в отношениях двух стран. «Это было сближение не в сторону улучшения отношений и полноценного взаимовыгодного сотрудничества, как было при «перезагрузке» 12 лет назад. Здесь важна американская формулировка, которую активно продвигают Байден и Блинкен “предсказуемость и стабильность”, которая не подразумевает улучшение отношений –– она подразумевает просто открытость», –– резюмирует специалист.