in

Банки и сотовые операторы объединились против мошенников: что они придумали?

Банкоматы
Фото: Алексей Смышляев / Коммерсантъ

Российские банки и сотовые операторы объединяются для борьбы с телефонными мошенниками. «МБХ медиа» рассказывает, как будет устроена борьба и решит ли она проблему.

Представители «Тинькофф Банка», Сбербанка и ВТБ рассказали РБК, что запустят сервисы по борьбе с телефонным мошенничеством. Новая система предусматривает обмен данными между банком и мобильными операторами в режиме реального времени для выявления подозрительных звонков. «Одна из распространенных схем мошенничества — звонки с подменных банковских номеров. Во время таких вызовов платформа устанавливает, действительно ли вызов инициирован банком. Если подтверждение о подлинности не приходит, платформа фиксирует номер как подозрительный и отправляет сообщение об этом в банк», — рассказал представитель «Тинькофф банка». Затем банк может приостановить нетипичные операции по банковской карте после подозрительного звонка клиенту до выяснения обстоятельств.

Также операторы связи создадут общую базу мошеннических номеров телефонов с помощью аналитики больших данных для более точного выявления звонков от мошенников.

Представитель Сбербанка рассказал РБК, что ранее банки надеялись на создание единой антифрод-системы банков и операторов на государственном уровне с внесением поправок в законодательство, но этим им пришлось заниматься самостоятельно. «К сожалению, рабочая группа при Минкомсвязи по борьбе с телефонным мошенничеством, работая уже почти полгода, не показывает каких-то значимых результатов. Поэтому банк вынужден искать решение самостоятельно», — сообщили в Сбербанке.

«Законодательная база уже сейчас достаточна для того, чтобы бороться с мошенниками, — рассказал «МБХ медиа» руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов. — Банки не должны ссылаться на отсутствие какого-то закона, а вести конкретную борьбу против мошенников. Ведь мошенники не просто обзванивают все подряд номера. Проблема и в самих банках, которые допускают утечки конфиденциальной информации, персональных данных самих клиентов, остатков по счетам. Когда эти данные попадают в руки злоумышленников, мошеннические схемы становятся успешными. Когда мошенники называют человека по имени-отчеству, знают количество денег на счету, то возникает высокий уровень доверия. Банкам необходимо бороться с внутренней угрозой — утечкой данных со стороны собственных сотрудников».

Хотя новый сервис усложнит работу мошенников, полностью проблему он не решает, признают эксперты.

Как сказал РБК генеральный директор дата-центров Oxygen Павел Кулаков, система будет эффективно работать, если мошенники используют подмену банковских номеров, однако «в большинстве случаев мошенники даже не пытаются заменить номер на банковский, а используют другие подставные номера, и тогда идентифицировать такой звонок как мошеннический практически невозможно».

В блокировке номеров мошенников есть смысл, даже несмотря на то, что они их постоянно меняют, говорит Ульянов: «Мошенники меняют номера, когда они перестают работать. Не меняют они их достаточно долго, поэтому это время необходимо сокращать. Я понимаю, что это не решит проблемы, но это сделает сложнее их деятельность». 

ЦБ за первое полугодие 2020 года заблокировал более 9,7 тысяч мошеннических телефонных номеров — почти в четыре раза больше, чем за январь-июнь прошлого года.

Сбербанк с начала 2020 года зафиксировал более 3,4 млн жалоб клиентов на телефонное мошенничество, сообщил РБК его представитель: показатель вырос более чем в 30 раз по сравнению с 2017 годом и более чем в два раза по сравнению с 2019 годом. «Количество мошеннических звонков гражданам России достигает 100 тыс. в сутки, телефонное мошенничество в РФ уже имеет все признаки национального бедствия», — сказал он.

О том, как устроены тюремные мошеннические колл-центры, читайте здесь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.