in

Дефицит строителей. Заменят ли белорусские мигранты рабочую силу из Средней Азии?

белорусские мигранты рабочую силу из Средней Азии
Фото: Алексей Смагин / Коммерсантъ

Вице-премьер правительства Марат Хуснуллин и заместитель премьер-министра Белоруссии Анатолий Сивак обсудили привлечение белорусских мигрантов для строительства ключевых российских государственных проектов. «МБХ медиа» выяснило у директора центра миграционной политики и кандидата экономических наук Ольги Чудиновских, почему в России не хватает строителей и почему Белоруссия не восполнит этот дефицит кадров. 

В феврале вице-премьер Правительства Хуснуллин заявил, что из-за улучшения эпидемиологической обстановки в Россию необходимо вновь разрешить въезд иностранным рабочим. По информации чиновника, за время ограничений дефицит кадров достиг 40–50%, а зарплаты оставшихся строителей-мигрантов выросли на 50% –– 100%.

Во время переговоров Хуснуллин предложил представителям Белоруссии несколько потенциальных объектов строительства: театрально-культурные центры во Владивостоке и Калининграде, а также космодром Восточный. Белорусская сторона поддержал идею сотрудничества и согласилась на обсуждение стоимости рабочей силы. 

Марат Хуснуллин
Марат Хуснуллин. Фото: WikiCommons

С таким дефицитом рабочих рук Россия сталкивается впервые, как  объяснила «МБХ медиа» директор центра миграционной политики и кандидат экономических наук Ольга Чудиновских. Несколько лет назад рынок полноценно насыщался легальными и нелегальными рабочими из Таджикистана, Узбекистана и Киргизии.

По словам Чудиновских, неудивительно, что в такой ситуации власти обратили внимание именно на граждан Белоруссии –– у России с республикой общая граница, что облегчает восстановление транспортного сообщения. У среднеазиатских стран такого преимущества нет.  При этом, экономист ставит успех проекта под сомнение: «Это большая иллюзия, что белорусы спят и видят, чтобы приехать поработать в России. В Европе гораздо более комфортные условия пребывания и проживания, да и уровень заработной платы там тоже выше». 

Чудиновских утверждает, что даже в условиях пандемии белорусы не поменяют направление основных потоков миграции и будут стремиться попасть в ближайшие к ним Литву и Польшу. Для облегченного въезда в последнюю у многих граждан Белоруссии даже есть «карта поляка» (документ, подтверждающий наличие польских корней или активную деятельность на благо польской культуры или языка и дающий его обладателю ряд преимуществ для работы, учебы и ведения бизнеса в Пользе.  — «МБХ медиа»). 

Экономист утверждает, что белорусы никогда не рассматривали Россию, как приоритетную локацию для эмиграции. Во всем потоке трудовых мигрантов белорусов было не более 3%. 75% из них концентрировались в четырех регионах: Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Причем, по мнению Чудиновских, речь идет о  специфической миграции высококвалифицированных рабочих. 

Еще одним фактором провала проекта Чудиновских считает то, что Белоруссия не густонаселенная страна. В республике 9 миллионов населения, причем достаточно пожилого. В то время, как в Узбекистане население достигает 30 миллионов –– большинство из них молодые безработные люди.  

По информации Чудиновских, около трети мигрантов были заняты в секторе строительства. «У нас перегрет строительный рынок и у нас большие диспропорции в инвестициях. Жилье в Москве и Московской области можно продавать, как горячие пирожки. У нас строительное лобби очень мощное и агрессивное», –– говорит Чудиновских. 

Мигранты в строительном секторе работали не в самых выигрышных финансовых условиях –– за счет различия уровня жизни им можно было предложить гораздо меньшую заработную плату, чем европейским гражданам и россиянам. Поэтому нужно учитывать, что в рамках нового проекта белорусы не поедут работать за ставку гражданина Таджикистана или Узбекистана.

Чудиновских считает, что для привлечения хотя бы незначительного количества белорусов, их ставка должна будет соответствовать средней российской –– по правилам Евразийского экономического Союза за одинаковую работу все граждане получают одинаковую зарплату. В перспективе это будет означать повышение цен на объекты строительства. 

Искать рабочую силу среди россиян Чудиновских вовсе не считает перспективным: «У нас достаточно пожилое население, вряд ли будет прирастать молодежь. Плюс наши люди отвыкли работать в секторах, которые традиционно последние полтора десятка лет поддерживаются трудом мигрантов».

стройка
Фото: Pixabay

Экономист объясняет, что некоторые предлагают все 4,5 миллиона безработных россиян привлечь на стройки. Но, при этом, не учитывают, что половина безработных –– женщины, а также то, что их значительная часть живет в сельской местности. «Своими силами мы не обойдемся. Если только мы в каком-то приказном порядке не начнем эшелонами из регионов завозить людей на стройки, но это фантастика», –– комментирует она.

Поэтому по мнению Чудиновских, белорусские мигранты –– не та рабочая сила, на которую стоит рассчитывать. Их количество гарантированно не покроет российские нужды. Ситуация в строительном секторе восстановится только, когда откроются границы с Средней Азией. 

При этом, экономист напоминает –– эмиграции свойственна сезонность: многие приезжают на летние месяцы и весенне-осенний период. Если рейсы будут восстановлены осенью или зимой –– до следующей весны придется ждать. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.