В России разработали законопроект, по которому правоохранительные органы хотят получать доступ к переписке граждан и ограничивать их в использовании услуг связи без судебного решения. В стране уже действует «пакет Яровой», но новый законопроект грозит новыми карательными возможностями. «МБХ медиа» вместе с юристом Центра защиты прав СМИ Светланой Кузьмановой объясняет, какими именно.
— Светлана, расскажите в чем суть нового закона?
— Идея законопроекта навряд ли нова. Сказать, что такого не было и только сейчас случилось, нельзя. У нас есть несколько законов, которые входят в «пакет Яровой» и которые уже несколько лет назад установили возможность контроля переписки граждан без судебных решений, только на основе подозрений о том, что это может угрожать безопасности страны. Это сейчас могут делать органы оперативно-розыскной деятельности, либо органы безопасности, то есть ФСБ. И тайна переписки уже на самом деле не превалирует над правом общества существовать в безопасности, эти гайки закручиваются медленно, но верно уже давно.
Сначала для операторов связи была введена обязанность хранить информацию о факте передачи сообщений. Потом — хранить содержание этих сообщений. И на сегодняшний день, после введения «пакета Яровой», операторы связи обязаны хранить содержание сообщений в течение шести месяцев, а факт наличия общения между гражданами — три года.
Потом аналогичные требования были введены для организаторов распространения информации. Организаторы распространения информации — это сайты, которые обеспечивают передачу сообщений и информацию о гражданах. Это все сервисы поисковые, туда же входят практически все сайты, у которых есть форма обратной связи, все ресурсы, у которых есть формы комментирования. То есть все, у кого технически есть возможность осуществлять обмен сообщениями граждан у себя на сайте. На самом деле практически все средства массовой информации тоже являются организаторами распространения информации. И с 2018 года все эти сайты должны вставать в реестр организаторов распространения информации. С очень тяжелыми организационными и финансовыми последствиями для них. Потому что это дорогостоящее оборудование, а если ты не включаешься в этот реестр, тебе грозит штраф и возможная блокировка.
Новый законопроект ровно в тех же формулировках наделяет обязанностью хранения и текстов сообщений, и фактов сообщений, еще и собственников и иных владельцев сети связи. Грубо говоря, он расширяет эти правила для новых субъектов. То есть они медленно, но верно расширяют «пакет Яровой» на все.
— А как сейчас выглядит процедура доступа к переписке?
— Сейчас на получение доступа к переписке в рамках ОРД (оперативно-розыскная деятельность. — «МБХ медиа») необходимо получить решение суда. Потому что есть статья в Конституции, которая говорит о том, что тайна переписки телефонных переговоров у нас в России между гражданами — это конституционное право, оно очень значимое. Оно может быть ограничено только по судебному решению. Поэтому в законе об ОРД сказано, что да, для того, чтобы получить доступ, нужно получать судебное решение.
Однако там есть, как и в любом правиле, исключения. Если есть подозрения, что совершается какое-то тяжкое преступление или есть угроза безопасности — начиная с государственной, заканчивая экономической и информационной, — то на основании мотивированного постановления руководителя ОРД правоохранительные органы могут проводить свои ОРД, уведомив об этом в течение суток суд. То есть они начинают их без судебного решения, но уведомляют об этом суд. И в течение 48 часов суд должен им либо подтвердить обоснованность их деятельности, и они имеют право дальше осуществлять ОРД, либо сказать, что не имеют, и тогда они обязаны их прекратить. Сейчас таков порядок.
И конечно, в этом есть большая проблема законодательства. Потому что с одной стороны, да, оно противоречит Конституции, но в законе вроде бы как закреплен некий баланс — они не могут это сделать когда им вздумается в любом случае, только когда есть угроза безопасности. Но мы же в России живем, мы понимаем, что никто не будет пытаться даже соблюдать какой-то баланс между конституционными правами граждан и интересами государства в плане безопасности. Потому что в современной парадигме безопасность выше, чем права граждан, даже конституционные. Именно поэтому все эксперты были против «пакета Яровой» и сейчас возмущаются относительно вот этого нововведения — потому что мы не можем быть уверены, что эти законы будут работать во благо, что они действительно будут использоваться в целях безопасности. Уже сейчас мы видим, что законы используются только для того, чтобы устанавливать тотальный контроль и в любой момент ограничивать право переписки. Сделать так, что у граждан не было никаких секретов.
— То есть, по сути, этот законопроект не является никаким нововведением, а просто хочет законодательно закрепить уже существующую практику?
— Этот проект добавляет еще одного субъекта, помимо организаторов связи и операторов, это теперь и владельцы сети связи. Я пока не очень понимаю, кто это. Сеть связи это технологическая система, включающая в себя средства и линии связи. В общем, это какие-то глобальные владельцы всего этого процесса. Для чего именно для них — мне пока не очень понятно, но видимо, они тоже имеют доступ к переписке.
Но меня в этом законопроекте смущает последний пункт. Который говорит о том, что они могут приостанавливать услуги связи. Вот это реальное нововведение, до этого я подобного не встречала. Грубо говоря, без суда и следствия можно полностью ограничить использование связи. Понятно, что они будут обосновывать необходимостью предупреждения преступления или еще чего-то. Если бы эта система была идеальной и работала в четком балансе с правами граждан, то все было бы отлично. Но вообще в принципе на это надеяться сложно, а в России тем более.
— Можно ли будет подать в суд на такие действия?
— По сути, если законопроект примут, суд будет участвовать в этом всем только тогда, когда пользователь услуг связи не согласится с фактом отключения от связи и сам обратится в суд. Но мы опять же понимаем, что это будет не быстрый процесс. У тебя отключат телефон сегодня, и может быть — если ты обратишься в суд, и суд посчитает, что действительно приостановили связь незаконно, — только через несколько месяцев в лучшем случае ты получишь свою связь обратно. Мы пока можем только гадать, как это будет. Но конечно, рассчитывать на адекватную и быструю реакцию суда не приходится. А кроме того, наши суды политизированы по делам, связанным с безопасностью, и надеяться на то, что суд встанет на сторону гражданина очень сложно.