После стрельбы в казанской гимназии №175 в социальных сетях стали обсуждать, насколько эффективна система безопасности в учебных заведениях в случае чрезвычайных ситуаций, таких как шутинг. Жители Татарстана и других регионов России стали массово жаловаться на то, что в школах, где учатся их дети, нет никакой охраны или она существует лишь номинально. Камеры и рамки металлодетекторов не работают, а пропуск на входе не спрашивают. «МБХ медиа» рассказывает, как халатность со стороны сотрудников учебных заведений и проверяющих инспекций становится причиной трагедий.
Экономия на безопасности
В результате нападения 19-летнего Ильназа Галявиева на школу, которую он окончил четырьмя годами ранее, погибли по меньшей мере девять человек. По данным издания Mash, речь может идти о десяти погибших. Жертвами массового расстрела стали ученики восьмого класса и две сотрудницы школы. Более 20 человек сейчас находятся в больницах с ранениями разной степени тяжести, среди них и 62-летний Мулланур Мустафин, работавший в гимназии №175 вахтером.
По словам его дочери Ансылу Мустафиной, у мужчины огнестрельное ранение головы, паховой области и тазовых костей. Некоторые очевидцы заявили, что Мустафин заметил в школе стрелка, когда незадолго до звонка вышел в коридор. Предположительно, именно вахтер успел нажать тревожную кнопку, соединенную с пунктом централизованной охраны (ПЦО). Благодаря этому сигналу уже через четыре минуты на место трагедии прибыли сотрудники вневедомственной охраны Росгвардии.
В своем телеграм-канале депутат Госдумы Александр Хинштейн сообщил, что охрана как таковая в гимназии отсутствовала. Руководство школы отказалось от услуг частного охранного предприятия на время пандемии из соображений экономии. После того как занятия в очном формате возобновились, администрация гимназии не успела ни с кем заключить договор на оказание услуг, поэтому функцию охранника временно выполняли вахтеры. Директор учебного заведения пока никак не прокомментировала ситуацию.
Личная ответственность
Каждый раз после нападения подростков на учебные заведения возобновляется дискуссия об эффективности системы безопасности в образовательных учреждениях.
«Проблема уровня качества работы есть везде: и в школах, и в ЧОП. Все зависит от директора каждой образовательной организации, от региона, где она находится. В Москве проблем меньше, так как финансирование больше», — рассказал «МБХ медиа» директор ассоциации «Школа без опасности» Сергей Саминский.
Руководитель учебного заведения несет персональную ответственность за обеспечение высокого уровня безопасности на своем объекте. Существует несколько вариантов: учреждение могут охранять сотрудники ЧОП и вневедомственной охраны, а также штатные сотрудники, например сторожа — обычно это самый бюджетный вариант. Их услуги обходятся значительно дешевле, чем профессиональных компаний с лицензией от МВД на оказание охранных услуг. По статистике около 78% российских образовательных учреждений не охраняются ЧОП.
В рамках требований об обязательной террористической защищенности школы делятся на три категории. К первой относятся объекты, в которых в результате совершения теракта могут пострадать более 500 человек, а прогнозируемый материальный ущерб составит более 50 миллионов рублей. Ко второй — организации, в которых жертвами преступных действий могут стать от 100 до 500 человек, а ущерб варьируется от 5 до 50 миллионов рублей. К третьей категории относятся объекты с меньшими показателями.
В зоне риска чаще всего находятся сельские школы, в которых организовать качественную систему охраны не позволяет бюджет. В Москве ситуация обстоит лучше. «Здесь, например, принят дополнительный стандарт работника по обеспечению охраны образовательных учреждений. Это фактически отдельная профессия, которая существует с 2015 года. Есть требования национального стандарта, которые закладываются в техническое задание и конкурсную документацию, есть постановление об антитеррористической защищенности, постановление правительства о ценообразовании, есть приказ директора Росгвардии Виктора Золотова о начальной цене контракта за охранные услуги в таких учреждениях. Все документы есть, но они не работают», — пояснил Саминский.
По его словам, охранники, которые профессионально специализируются на предоставлении услуг учебным заведениям, должны проходить ежесменные тренировки, но на практике это происходит редко. Главная задача, которая стоит перед охраной — удержать преступника на рубеже внешнего периметра. Благодаря новым технологиям: ограждениям, камерам, закрываемым воротам с электронными замками и видеодомофонами — это возможно.
«Наряд прибывает в среднем за четыре минуты. Охранник должен выиграть это время, чтобы минимизировать количество жертв. Это комплексная работа образовательных организаций, ЧОП, проверяющих структур. В Москве этим занимаются 16 структур! Получается, что все документы и требования есть, но на местах их не выполняют. Вот таких людей тоже надо беспощадно привлекать к уголовной ответственности», — резюмировал директор ассоциации «Школа без опасности».
Трагедия в Казани стала поводом для массовых проверок учебных организаций по всей России. По личному поручению губернатора Вениамина Кондратьева во всех школах Краснодарского края пройдут внеплановые проверки систем безопасности. Аналогичные решения приняли власти Самарской, Липецкой, Тамбовской и Нижегородской областей. Администрации регионов обещают провести тренировки по отработке действий при возникновении чрезвычайных ситуаций и усилить пропускной режим. Возможно, случившееся в Казани послужит толчком к тому, что даже небольшие школы будут обеспечены всеми необходимыми техническими средствами.
После стрельбы в казанской гимназии жители города стали массово звонить по номеру 112 и сообщать о многочисленных нарушениях в школах, в которых учатся их дети. По словам Радмилы, которая водит свою дочь в школу неподалеку от гимназии №175, охрана в основном ориентирована на проверку масок и сменной обуви, а не на обеспечение реальной безопасности. «Сотрудники, стоящие на входе в здание, не проходят никакой подготовки перед заступлением на службу. Зарплаты маленькие, поэтому берут всех подряд», — сказала она в разговоре с «МБХ медиа».