in

«Богопротивные и не отвечающие духу церкви»: Россия против частных крематориев

Урны для праха. Фото: Оксана Мамлина / ТАСС

 

 

В Магадане уже долгое время идет противостояние между сторонниками и противниками строительства в городе частного крематория. Третьего апреля, на общественных слушаниях жители города проголосовали против крематория. Основной довод противников: сжигать людей — против православной традиции.  

С проблемами при строительстве крематориев немногочисленные предприниматели, решившие открыть такой бизнес, сталкиваются почти постоянно.

 

Мэр готов, жители против

Строить крематорий в Магадане еще в 2014 году решил предприниматель Дмитрий Веча. Тогда же в городе начались споры о том, стоит ли вообще использовать такой способ погребения. Резко против выступила магаданская епархия и лично архиепископ Магаданский и Синегорский Иоанн, который назвал строительство крематория «богопротивным, не отвечающим духу, канонам и традициям Русской православной церкви и русской цивилизации».

При этом в официальных текстах РПЦ не содержится прямого запрета на кремацию. В документе «О христианском погребении усопших», изданном в 2015 году,  говорится, что «погребение усопшего в землю ближе к библейской традиции, чем кремация, так как захоронение тела в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах соответствует вере Церкви в то, что наступит день всеобщего воскресения, когда «земля извергнет мертвецов».  В том же документе разъясняется, что церковь относится к кремации как к «вынужденной мере», которая должна применяться только если нет возможности захоронения, а прах покойного все равно должен быть предан земле.  

За строительство крематория в Магадане выступает мэр Юрий Гришан, который утверждал, что церковь противится совершенно нормальному явлению, и что после появления крематория у людей останется выбор способа захоронения: «Можно так хоронить, можно по-другому, а можно и в воду — тоже есть обычай. Разные способы захоронения предусмотрены». Но несмотря на мнение мэра, за выделение земли под крематорий проголосовали только 137 человек, 230 были против.

Окончательное решение о крематории примут депутаты городской думы на ближайшей сессии, решение жителей на общественных слушаниях носит только рекомендательный характер.  

 

Сколько кремируют в России

Проблемы со строительством крематориев возникают по всей стране. В Москве и Санкт-Петербурге кремируется более 60% умерших, но  в регионах это число намного ниже, в большинстве городов крематориев просто нет — всего в стране сейчас 26 действующих крематория, из них четыре в Москве (всего один из них частный).  При этом кремация — растущий тренд во многих странах мира, в Чехии кремируют около 95% покойников, в Великобритании – 69%, в Дании 68%, в Швеции 64%, в Швейцарии 61%, в Австралии 48%, в Голландии 46%. В России же в целом по стране кремируют не больше 10% умерших.   

Основной аргумент против кремации — религия и неодобрение многими верующими такого способа захоронения. За — ограниченность места на кладбищах и экономичность (в Москве цены начинаются от пяти тысяч рублей, не включая дополнительные расходы).  

Митинг против строительства крематория в Воронеже. Фото: Роман Демьяненко / ТАСС
“Под страхом смертной казни”

Несмотря на кажущуюся выгоду, почти каждый раз при строительстве крематория против выступают религиозные деятели или просто верующие местные жители.  Как рассказал «МБХ медиа» генеральный директор группы компаний «Ритуал-Сервис» Илья Болтунов, проблемы часто возникают у частных предпринимателей при попытке получить разрешение на строительство у администрации: «Открывать крематории не хотят и отказывают с разными формулировками на тему: церковь не дает, бабушки возмущаются.  В регионах эта история всегда была и всегда будет».

Болтунов говорит, что и сам столкнулся с противодействием местных жителей и властей, когда решил открыть крематорий в Тверской области.  Два года местные власти затягивали выдачу разрешения на строительство, а в итоге просто отказались его выдавать, не предоставив письменного объяснения:  «На встрече с представителями муниципалитета мы открыто задали вопрос: нарушаем ли мы законодательство? И нам сказали, что закон мы не нарушаем, но заявили, что под страхом смертной казни не дадут разрешения: «Тут и бабки и церковь, нас с места уберут сразу»».  Болтунов в судебном порядке будет требовать выдачи разрешения на строительство.

 

Частные и муниципальные

Проблема не только в бабушках и церкви. Действующий закон «О погребении и похоронном деле» не содержит четкого определения оснований для работы частных крематориев.  В законе говорится, что крематории «могут находиться в ведении органов местного самоуправления» и что «порядок деятельности крематориев определяется органами местного самоуправления». Больше правовая форма крематориев в законе никак не объясняется.  В том же законе говорится, что каждый имеет право выбрать способ погребения.

Болтунов утверждает, что по закону все разрешено, просто за эту формулировку “иногда цепляются”. По его словам, пленум Верховного суда рассматривал этот вопрос и ответил, что «то, что крематории могут являться муниципальными не значит, что они должны быть только муниципальными.  С тех пор, как этот вопрос удалось доказать в суде, большинство проблем отпало».

Еще один важный момент — если крематории и могут быть частными, то места погребения, то есть колумбарии, в которых хранятся урны с прахом, могут быть только муниципальными. Соответственно, по словам директора «Ритуал-сервис», часто возникают ситуации, когда необходимо какое-то государственно-частное партнерство.

Как говорит Болтунов, окончательно разрешить  вопрос о том, могут ли крематории быть частными, должно принятие ФЗ «О погребении», который обсуждается уже несколько лет подряд: «Он в числе прочего должен изменить эту формулировку и четко установить, что крематории могут быть и государственные, и частные, и государственно-частные».

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.