Ежегодно Москва производит 10.5 миллионов тонн различного мусора, но справляется только с 3.9 миллионами. Куда деваются остальные 6.6? Невероятно, но факт — их развозят по России. Московские отходы в Архангельской области — это не фантастика. Александр Скрыльников подготовил специальный видеорепортаж о том, что происходит с московским мусором.
…Захватил пакет с мусором, вышел из дома и закинул его в ближайший бак. Об этом тут же забываешь, просто стало одним пакетом меньше. Но у обычной банановой кожуры или пустой бутылки из-под «колы» путь только начинается — на переполненные мусорные полигоны или в окрестные леса.
Дети, отравленные сероводородом, вырубленные гектары, постоянная вонь и сожженные машины. Это проблемы жителей Подмосковья, к которым привели те самые кожура и бутылка, выброшенные в Москве.
Очень скоро бутылки, банановые шкурки, пакеты из-под молока и старые холодильники поедут и по другим регионам. Поезда повезут московский мусор из Нижегородского района Москвы в Архангельскую область. Тысячами тонн. И дети будут дышать сероводородом уже не в Волоколамске, а по пути в Ленский район.
Мусор есть везде. Но в нормальных странах его давно научились собирать раздельно, перерабатывать, получать из него энергию. В России — наваливают полигоны, закапывают в землю, сваливают в реки и обещают просто сжигать. И все это — не спросив людей. Власть боится прямого разговора, экологические митинги разгоняет Росгвардия, активистам жгут машины, рабочие строящихся без экспертиз полигонов убегают от жителей и журналистов.
Все это можно увидеть в нашем сюжете «Большая свалка»: Волоколамск, бившийся за своих детей; Сергиев Посад с угрожающими жителям охранниками будущего полигона; самая большая свалка в Европе — «Тимохово», после посещения которой ваша куртка будет «благоухать» несколько дней; «погрузочно-разгрузочный кластер» на станции Бойня-Город в Москве; разбитые грузовиками дороги к полигону в архангельских лесах и шипы, которые подбрасывают на эти дороги суровые архангельские мужики.
Самое главное, что я понял, когда мы делали этот сюжет — власть не пытается решить проблему мусора, она ее только усугубляет — своим враньем и презрением к людям. И еще — там, где живущие не готовы отстаивать свое право на чистый воздух, неизбежно возникнут свалки.