Экспертиза травм неонациста Максима Марцинкевича, более известного как Тесак, показала, что он не мог погибнуть в результате суицида. Исследование было проведено по просьбе адвоката Алексея Михальчика. Его результаты еще больше укрепили семью погибшего и ее представителей в версии об убийстве. При этом Следственный комитет версию о насильственной смерти заключенного отверг еще на прошлой неделе. «МБХ медиа» рассказывает, к каким выводам пришел эксперт и сможет ли это повлиять на возбуждение уголовного дела.
Экспертиза по фотографии
Тело Максима Тесака был обнаружено в одиночной камере челябинского СИЗО 16 сентября. Опубликованный с места происшествия снимок заставил семью погибшего неонациста, его адвокатов и сторонников усомниться в версии о самоубийстве, о которой сразу же заявили в СК. На снимке видны множественные повреждения на шее и голове погибшего. Кроме того, в камере много следов крови. По этой причине адвокат семьи Марцинкевича обратился в частную компанию «Судебный медицинский эксперт» с просьбой провести экспертизу по фотографии трупа.
Перед экспертом Еленой Кучиной было поставлено всего два вопроса — какие повреждения имеются у трупа и являются ли они самоповреждениями или «имеют иной механизм образования»? В ходе исследования Кучина приходит к выводу о том, что на трупе имеется четыре раны: рубец на границе виска и скулы; рана, преходящая от уха к сонному треугольнику, странгуляционная борозда и рана грудинно-ключично-сосцевидной области. В ответе на второй вопрос эксперт утверждает, что данные повреждения Тесак не мог причинить себе самостоятельно.
Адвокат родственников погибшего Алексей Михальчик сказал «МБХ медиа», что результаты экспертизы позволяют им утверждать, что версия о суициде отныне основной для следствия быть не может. Однако сейчас Следственный комитет проводит свою проверку. В рамках этой проверки, по всей видимости, как предполагает адвокат, будет проведено и исследование на теле Марцинкевича. Проводится ли оно в данный момент, Михальчик не знает. «Ни меня, ни отца Максима об этом никто не уведомил», — сказал адвокат. «Когда такая экспертиза будет проведена, и если выводы челябинских экспертов нас не устроят, то мы будем ставить вопрос о проведении повторной независимой экспертизы», — добавил Михальчик. Он считает, что из Москвы на челябинских следователей может идти давление с целью сделать вывод о том, что произошедшие с Тесаком – следствие суицида.
Действующий сотрудник СК, работающий с убоями и не связанный с проведением доследственной проверки по смерти Тесака, на условиях анонимности для «МБХ медиа» также прокомментировал заключение эксперта Елены Кучиной. По его словам, в экспертизе слишком много «вольных рассуждений». «Смутила формулировка эксперта в описательной части: «в ушной раковине инородное тело». Вследствие развившегося малокровия головы на самом деле – это просто ушной хрящ стал так выделяться, потому что там очень тонкая кожа. Как человек плотно работающий с такими вещами, скажу, что ответы эксперта некорректны. Они выходят за рамки заданных вопросов», — говорит собеседник «МБХ медиа» в следственных органах.
Он также полагает, что некорректно был поставлен и второй вопрос: «являются ли повреждения самоповреждениями?» Это не экспертный вопрос, а следственный. В таком случае ответ должен быть таким: «обнаруженные на трупе повреждения находятся в зоне досягаемости руки человека». Все это судебная медицина. А сам он нанес, убили его или нет, это уже дело следствия. В экспертизе много вольных рассуждений», — настаивает собеседник «МБХ медиа».
Какие версии случившегося имеются
Предсмертные записки
С момента обнаружения тела Тесака в социальных сетях и телеграм-каналах было опубликовано четыре предсмертные записки, якобы написанные погибшим. Первая записка появилась буквально сразу после сообщения о смерти. В ней автор извинялся перед администрацией следственного изолятора и просил передать его гражданской супруге книгу о коммунизме. Затем в сети появилась записка, которая якобы была обнаружена в самой книге. Ее автор пишет, что уже перерезал себе сонную артерию и что «умирать не страшно». Записка была преподнесена как подтверждение того, что Тесак совершил самоубийство. Позже была еще и длинная записка гражданской жене Тесака. А затем появилась записка, якобы переданная через какого-то его товарища. В ней автор утверждает, что ему «помогли» уйти из жизни, и винит во всем некоего Дениса Рощина.
«Относительно записок могу сказать, что их подлинность как минимум вызывает сомнения, — говорит «МБХ медиа» адвокат Алексей Михальчик.— Денис Рощин, упоминаемый в одной из них, действительно существует. Это начальник челябинского следственного изолятора. Но больше ничего об этом я сказать не могу, пока не будет установлен источник этих записок и их подлинность. Уже звучала версия о компиляции. Мы будем требовать, чтобы следствие эту версию изучило, если эти записки действительно есть».
Михальчик говорит, что знает Максима Марцинкевича лично. И то, что в одной из опубликованных записок он извиняется перед начальником СИЗО, у него «ничего кроме гомерического смеха, если бы не трагическая ситуация, не вызвало бы».
«Марцинкевич, при всех его политических убеждениях, до мозга костей анархист. Он бы в последнюю очередь подумал бы, чтобы перед кем-то извиниться. Просто у тех, кто ее придумал, ума не хватило, чтобы это понять. Иначе бы они ее сожгли в первую очередь, как свидетельство убийства», — говорит Михальчик.
Его коллега, второй представитель родственников Тесака Матвей Дзен также считает, что записки, вероятнее всего, были скомпилированы из разных писем Марцинкевича. «Он отвечал почти на все письма, которые ему писали», — говорит Дзен «МБХ медиа», имея в виду, что ими кто-то мог воспользоваться для компиляции. По его словам, многие формулировки в записке гражданской супруге, например, «вообще используются только юристами и сотрудниками полиции». «В любом случае оригиналы всех этих записок должны быть найдены, изучены и подвергнуты почерковедческой и криминалистической экспертизе», — добавил Дзен.
Почему и куда его везли?
В СИЗО Челябинска Максим Марцинкевич оказался в промежутке мимо этапами. Его везли в Москву. Официальный представитель СКР Светлана Петренко ранее заявила, Тесак признался в причастности к убийству кавказцев середины нулевых. Сначала из колонии в Коми, где он отбывал наказание по делу об экстремизме, его повезли в Красноярск, говорит адвокат Алексей Михальчик.
«Красноярск – известный пыточный регион, где десятки заключенных в год умирают и пишут явки с повинной, — продолжает собеседник «МБХ медиа». — После того как Марцинкевич там эти явки подписал, его повезли по этапу в Москву на проверку этих показаний. Моя рабочая версия такая. В Красноярске его долбили и пытали. Выбили из него явки по убийствам 2007 года, а также обязательство не сообщать об этом журналистам и правозащитникам. Он, видимо, это пообещал. А 9 сентября Марцинкевич встречается в СИЗО со своим адвокатом и все это ему выкладывает и просит принять меры по привлечению к ответственности тех, кто из него это выбивал. Ну и, видимо, те лица, которые курировали данную ситуацию, посчитали, что это недопустимо. Они поняли, что он не сломлен и намерен устраивать скандал. Поэтому, как мне кажется, не дали ему доехать до Москвы», — говорит Алексей Михальчик.
О психологическом состоянии
Вскоре после обнаружения тела Тесака в телеграм-каналах начал распространяться видеоролик, сделанный за несколько дней до случившегося. Видео, судя по всему, было снято в СИЗО. Автор ролика спрашивал у Тесака, как он себя чувствует, на что тот жаловался на тяжелое психологическое состояние. «Психологически мне вообще п***** [очень плохо]», — говорил Тесак. В сети обсуждалась версия, по которой Марцинкевич мог совершить самоубийство в том числе потому, что в случае доказанности новых эпизодов преступлений, тем более об убийстве, ему бы грозил новый длительный срок заключения. Адвокаты семьи Марцинкевича эту версию отвергают.
«Он просидел много лет и был адаптирован к тюремным условиям. Ему оставалось досиживать шесть месяцев. А что касается новых сроков. То он же прекрасно понимал, что между обвинением и [доказанностью] – имеется большая разница. Сумеют ли его явки реализовать в конкретные сроки? Он знал, что как только он доедет до Москвы, давление прекратится и появятся возможности оспорить все эти признания без адвокатов. Так что я думаю, что как минимум человек дождался бы результатов этой эпопеи и тогда бы уже принимал решение сводить счеты с жизнью или не сводить», — говорит адвокат Михальчик. Несмотря на его сценический образ «несколько быдловатого человека», он был очень умным, полагает адвокат.
Второй адвокат семьи Марцинкевича также уверен, что тяжелое психологическое состояние не может свидетельствовать в пользу суицида. «Надо понимать, что между плохим состоянием, вызванном пытками, и самоубийством – громадная разница», — считает Матвей Дзен. По его словам, те убийства, в которых могли обвинить Тесака, предполагали суд присяжных. А явка сама по себе еще ничего не значит, говорит Дзен. «Учитывая эти вводные, в суде присяжных у него были бы неплохие перспективы. Мог бы получиться громкий политический процесс над человеком, из которого выбили явку. И кто-то мог задуматься, а нужен ли нам такой процесс», — заключает Дзен.
Доследственная проверка проводится 30 дней. Адвокаты считают, что это минимум. Не исключено, что ее продлят. По мнению Михальчика, версия о суициде будет оставаться приоритетной до конца. И если адвокатам и родственникам Тесака не покажут убедительных доказательств самоубийства, решение об отказе в возбуждении дела они будут обжаловать. 16 сентября стало известно, что отец Марцинкевича обратился к Александру Бастрыкину с просьбой возбудить дело об убийстве его сына (на звонки и сообщения «МБХ медиа» он не ответил). «Наша позиция не меняется. Родственники Максима считают, что это убийство. Мы как представители эту версию с правовой точки зрения будем доказывать», — сказал «МБХ медиа» адвокат Алексей Михальчик.