in

Что мы знаем о крабовом бизнесе Ксении Собчак

Ксения Собчак. Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Планы Ксении Собчак по организации добычи краба натолкнулись на противодействие СК, налоговой и анонимных телеграм-каналов. 25 апреля канал «Незыгарь» написал, что Ксения Собчак через свою мать, сенатора Людмилу Нарусову, пытается обжаловать арест крабовых компаний, в которых телеведущая ранее приобрела долю, началась медийная схватка между Ксенией и «Незыгарем». Коротко  —  о том, в чем тут дело. 

Что произошло

12 марта Ксения Собчак и жена Игоря Соглаева, бывшего вице-президента «Роснефти», Елена Соглаева приобрели доли в двух сахалинских компаниях по ловле краба — «Курильском универсальном комплексе» (КУК) и ООО «Монерон». По данным Forbes, Елена Соглаева представляет в сделках своего мужа. Собчак купила по 40% каждого предприятия, Соглаева по 10%. По словам телеведущей, которая отказывается назвать сумму сделки, «речь о миллионах долларов».

20 марта налоговая приостановила сделку. Как следует из внепроцессуального обращения матери Ксении Собчак, сенатора Людмилы Нарусовой, в Верховный суд, налоговая не объяснила причин приостановки сделки, сославшись на недостоверность регистрационных данных. Какие именно данные налоговая инспекция посчитала недостоверными из решения непонятно. Через 10 дней, 30 марта Южно-Сахалинский суд арестовал имущество обеих компаний по ходатайству Следственного комитета. В середине апреля Людмила Нарусова попросила министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева включить компании, долю в которых приобрела Собчак, в список системообразующих предприятий. Сенатор просила о включении в список 18 предприятий рыболовной отрасли, в том числе и прямых конкурентов «Монерона» и «КУК». В итоге список системообразующих предприятий рыбной отрасли расширился с четырех компаний до 11, в число которых попали и компании, заинтересовавшие Собчак.

Кому принадлежат «КУК» и «Монерон»

Согласно выписке ЕГРЮЛ, 100% ООО «Курильский универсальный комплекс» принадлежат Виктории Ледуковой, ООО «Монерон» полностью принадлежит Дмитрию Пашову. Именно с ними заключали сделки Собчак и Соглаева. Но по версии следствия, бенефициаром обеих компаний является заочно арестованный Олег Кан, «Крабовый король», как его называют в СМИ. До февраля 2019 года его сын, Александр Кан был владельцем «КУК», после чего владельцем стала Ледукова. Ни Ледукова, ни Пашов не являются фигурантами уголовных дел, связанным с Каном, хотя Пашов во многих публикациях назван «соратником» и «правой рукой» Кана. В обращении Людмилы Нарусовой указано, что следствие ходатайствовало о наложении ареста на имущества Кана, при этом в ЕГРЮЛ и сервисе для проверки контрагентов «Лик: Эксперт» отсутствуют данные о том, что Олег Кан владеет какой-либо долей предприятий, о которых идет речь.
     

Олег Кан. Кадр: Россия 24
В чем обвиняют Олега Кана

5 февраля 2020 года Хабаровский краевой суд постановил заключить Кана под стражу. Следственный комитет считает, что бизнесмен был организатором убийства Валерий Пхиденко, владельца предприятия по вылову крабов. Пхиденко был убит во Владивостоке в 2010 году. Тогда Кана обвинили в убийстве и объявили в розыск, но в 2012 году уголовное преследование прекратили. В 2018 году по инициативе главы СК Александра Бастрыкина было решено пересмотреть дело, в компаниях Кана прошли обыски, а сам он покинул Россию. По данным УФСБ Сахалинской области, когда «Монерон» принадлежал Кану, фирма заключала с панамской компанией контракты, в которых цена на крабов занижалась ради уменьшения таможенных платежей. Сейчас Олег Кан арестован заочно, на компании и личное имущество также наложен арест.

Кого обвиняет Собчак

Ксения Собчак и Елена Соглаева считают, что сделка была сорвана конкурентами. «Это правда, что я с партнером решила вложить свои честно заработанные деньги с которых уплачены все налоги,  в крупный бизнес проект. Мы в процессе покупки большого крабового  бизнеса и заплатили деньги. Но как только мы начали сделку, конкуренты развернули беспрецедентную по своему беззаконию и наглости кампанию. После подачи наших документов о сделке на регистрацию, на купленный нами бизнес наложили незаконный арест и даже не дали зарегистрировать покупку!! Конечно, мы все проверили и уверены, что это честная и законная сделка, с нормальными порядочными людьми. Совершенно понятно, что это заказ того человека, который просто хочет отнять у нас этот бизнес», — написала в своем телеграм-канале ведущая. Также она намекнула, что Глеб Франк, владелец группы компаний «Русский краб» и зять Геннадия Тимченко, по ее мнению, организовал компанию против Собчак в телеграм-канале «Незыгарь». Представитель Франка Сергей Извольский заявил РБК, что «предположение госпожи Собчак о причастности к публикациям Глеба Франка ошибочное. Мы не имеем никакого отношения к сложившейся ситуации».
Издание Forbes, основываясь на данных Росрыболовства, назвало «Русский краб» Глеба Франка одним из лидеров по объему квот на вылов краба, группа компаний имеет право на добычу примерно 14 500 тонн. Объем квот значительно увеличился после участия в крабовых аукционах через полгода после бегства Кана из страны, тогда «Монерон» и «КУК» аукционы пропустили.     

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.