«Медиазона» и Scanner Project выпустили расследование о фактах и свидетелях в деле об убийстве Бориса Немцова, которые следствие решило не учитывать . Для этого журналисты проанализировали биллинги телефонов фигурантов дела и заново изучили все материалы по убийству. Вот главное из этой статьи.
«Медиазона» впервые показала, как выглядит Руслан Геремеев, которому следствие не решилось предъявить обвинение в организации покушения. На нескольких фото Геремеев стоит рядом с Рамзаном Кадыровым. На других снимках он запечатлен со своим начальником — командиром полка «Север» Алибеком Делимхановым, братом депутата Госдумы Адама Делимханова.
Вместо Геремеева СК предъявил обвинение в убийстве Руслану Мухудинову, хотя многие свидетели указывали, что тот работал простым водителем у офицера. Адвокаты Жанны Немцовой несколько раз требовали допросить Геремеева. Но вручить повестку не вышло. «Дверь в домовладение… никто не открыл», — цитирует РБК отчет оперативников ФСБ.
О том, что объявленный в международный розыск Руслан Мухудинов уехал в Объединенные Арабские Эмираты по поддельным документам, МВД сообщило СК в 2015 году. Следствие не изучало социальные сети Мухудинова, но Scanner Project и «Медиазона» нашли их благодаря привязке к номеру телефона.
В июне 2015 года «Росбалт» со ссылкой на источник в правоохранительных органах писал, что Мухудинова «уже нет в живых». Но «Медиазона» выяснила, что он заходил во «ВКонтакте» в сентябре того же года, а в «Одноклассники» — 8 октября 2016-го. В расследовании также высказывается предположение, что последнее фото с человеком, очень похожим на Мухудинова, было сделано в 2020 году.
Изучив социальные сети, «Медиазона» делает вывод, что у Мухудинова не было прямого выхода на влиятельных людей — в отличие от других фигурантов дела, связи которых с руководством Чечни, бизнесменами и политиками прослеживаются четче. «Следствие предпочло остановиться на версии, что убийство Немцова заказал и организовал именно Мухудинов», пишет «Медиазона».
Лейтенант полиции Асланбек Хатаев на допросе в качестве свидетеля не отрицал, что знаком со своим односельчанином Мухудиновым (оба родом из станицы Старогладковской Шелковского района Чеченской Республики), зато заявил, что не знает Заура Дадаева — другого обвиняемого в убийстве, который, по версии следствия, и стрелял в Немцова. При этом данные биллинга телефонов Хатаева показали, что он ездил по Москве с Дадаевым, а также Геремеевым и Мухудиновым, и посещал их квартиры. Судя по биллингу, Дадаев часто звонил Хатаеву в феврале 2015 года — в месяц, когда убили Немцова. Следователи не стали уточнять у Хатаева, как и почему он (по данным, опять же, биллингов сотовых телефонов) несколько раз встречался с незнакомым ему Дадаевым и звонил ему.
Хатаев проживал в Москве в ЖК «Эдельвейс», расположенном неподалеку от станции метро «Славянский бульвар», и к нему туда несколько раз приезжали другие фигуранты дела — Руслан и Артур Геремеевы, Дадаев, Эльмурзаев и Мухудинов. С этой квартирой также связана семья депутата Адама Делимханова — Хатаев приобрел жилье у бывшей жены Делимханова Разиты. Другой квартирой в этом же доме владеет его мать Марьям, там же были зарегистрированы дети его родственника — сенатора Сулеймана Геремеева. Следователи не стали изучать эти объекты и запрашивать видео с камер наблюдения “Эдельвейса”.
По данным биллинга, Абдул Эльмурзаев следил за Борисом Немцовым за два месяца до убийства (в декабре 2014 года). Каждый рабочий день он по восемь часов проводил недалеко от дома и офиса политика. Но в материалах дела нет данных о том, допрашивало ли его следствие.
В материалах дела есть записи с камер наблюдения из отелей, в которых встречались убийцы Немцова и другие фигуранты дела, но следствие учло не всех запечатленных на них людей. Например, в материалах нет данных о допросах предпринимателя Александра Дмитерко и Али Алиева (знакомый Хатаева, с которым у того есть совместное фото). Оба присутствовали на встрече с Русланом Геремеевым и его водителем Темирланом Эскерхановым (осужден за убийство Немцова) в гостинице «Украина». Тем не менее, Алиев и Дмитерко сообщили «Медиазоне», что следствие с ними уже пообщалось.
В феврале 2015-го возобновилась слежка за Немцовым. Она велась каждый раз, когда политик возвращался в Москву после работы в Ярославской областной думе. Как пишет «Медиазона», это могло означать, что участники группы либо имели доступ к системе бронирования билетов, либо следили за Немцовым и в Ярославле.
Интересно, что, как пишет «Медиазона», сим-картой с «блатным» номером пользовались и Эльмурзаев, который следил за Немцовым, и Дадаев, который стрелял в него.
На следующий день после убийства Немцова по данным биллинга телефоны Хатаева, Дадаева и Мухудинова находились в одном месте — в квартире на Веерной улице (где проживал Руслан Геремеев). При обыске там нашли электронные ключи от номеров в «Президент-Отеле». Следствие выяснило, что в этих номерах в 2014-м останавливался сенатор Сулейман Геремеев, однако записи с камер наблюдения в гостинице следствие не запросило.