in

COP25: как не может закончиться климатическая конференция ООН, которую в России почти не заметили

Фото: Clara Margais / AP

 

Переносы из-за беспорядков, полумиллионные демонстрации, протестующие прямо в залах ООН и тотальная неспособность договориться — так проходит климатическая конференция в Мадриде, на которой обсуждают Парижское соглашение и решают будущее планеты. Уже два дня как конференция должна была подойти к концу, но она все еще продолжается. И ее близкие итоги неоднозначны: активисты и общественность недовольны отсутствием результатов, а политические лидеры — друг другом. В России международные обсуждения климата освещались мало, поэтому рассказываем, что писали об этом иностранные СМИ.

 

О чем речь?

Ежегодно ООН проводит международную конференцию, посвященную вопросам изменений климата, эта — уже 25-я. Такие конференции называют COP, они собираются почти три десятка лет. Последняя стала известна как {tooltip}СОР25{end-texte}COP, или Conference of the parties (конференция сторон конвенции — «МБХ медиа».) — это верховный орган ООН по рассмотрению проблем климата, он возник в 1992 с принятием рамочной конвенции об изменении климата. Ежегодно его участники собираются для пересмотра конвенции и разработки новых правил и обязательств: каждая страна, подписавшая соглашение, обязуется приложить все усилия, чтобы избежать последствий изменения климата, и участвует в поиске решений, как уменьшить выбросы парниковых газов. COP уникальна тем, что это одно из немногих мероприятий по обсуждению климата, в котором участвуют бедные и развивающиеся страны — на форуме они могут высказываться и вести переговоры наравне с такими экономическими гигантами как Китай или США.{end-tooltip} и должна была пройти в Мадриде с 2 по 13 декабря, ее посетили до 25 тысяч человек из почти 200 стран.

Основной темой обсуждений климата должны были стать «финальные штрихи» Парижского соглашения: именно с 2020 года оно должно вступить в силу и начать регулировать количество выбросов углекислого газа в атмосферу. Самым сложным оказалось разобраться с рынком квот на выбросы. Основная идея такая: для всего мира и каждой страны устанавливаются квоты по объему выбросов, а после этого они могут между собой ими торговать — так развивающиеся страны с малыми выбросами смогут продавать свои квоты, переходить на новые источники и «помогать» крупным государствам-загрязнителям, а те постепенно будут снижать выбросы.

Однако договориться по этому поводу странам-участницам до конца пока так и не удалось. Не завершившиеся ничем переговоры о квотах оставили многих в разочаровании.

 

Что обсуждали на конференции

Подготовка к конференции шла успешно: в Мадриде помогали с продвижением — например, музеи совместно с WWF устроили акцию, переделав известные произведения искусства так, если бы они были созданы во время глобального потепления, — а за день до открытия конференции генеральный секретарь ООН Антонио Гутерреш сказал, что речь пойдет о «надежде, не об отчаянии». 

Но в первый же день ожидания снизились. Выяснилось, что 2010-е оказались рекордными по разным показателям: самым высоким температурам, количеству лесных пожаров и катастроф. А следующему десятилетию на конференции предсказали стать самым жарким за все время наблюдения за климатом. При этом количество выбросов парниковых газов в атмосферу за последний год не сократилось, а только выросло — на 0,6%. 

Фиона Харви, экологический обозреватель The Guardian, процитировала молодую активистку Грету Тунберг и описала происходившее на первой неделе конференции так: климатические активисты за последние два года «не добились ничего», а чрезвычайность положения, о которой говорят ученые и которую ощущают страны, больше других испытывающие последствия изменения климата, в переговорных комнатах ООН до сих пор не замечают.

Грету Тунберг. Фото: Clara Margais / AP
О чем (не) договорились страны

Участники этой климатической конференции разделились на два враждующих лагеря: страны-«гиганты», чья экономика и производит большинство парниковых газов, и маленькие страны, которые больше всех пострадают. 

К таким, например, относятся члены Альянса маленьких островных государств (Alliance of Small Island States, AOSIS — «МБХ медиа».). Из-за повышения уровня мирового океана маленькие острова действительно массово затапливает, и для этих стран вопрос изменения климата — жизненно важный. 

На конференции члены Альянса обвинили крупные страны — Австралию, США, Канаду, Россию, Индию, Китай и Бразилию — в том, что они препятствуют решению проблем, так как те не смогли предоставить национальных планов, которые позволили бы остановить потепление климата в пределах 1.5С. Они считают, что крупные страны продолжают настаивать на договоренностях Парижского соглашения 2015 года (хотя ученые говорят, что их недостаточно) и не стремятся сильнее ограничивать парниковые выбросы.

«Я посещаю климатические переговоры с 1991 года, когда они только начинались. Но я никогда не видел такой абсолютной разобщенности, которую мы наблюдали здесь, на COP25 в Мадриде: разобщенности между тем, чего требуют наука и люди по всему миру, и тем, что участники переговоров считают эффективными действиями», — сказал BBC Алден Мейер из американской НКО «Союз заинтересованных ученых» (The Union of Concerned Scientists — «МБХ медиа»).

Переговоры зашли в тупик: одни не могут безболезненно сократить производство, другие рискуют остаться без дома. Участникам конференции даже потребовалось дополнительное время. COP25 не закончилась 13 декабря как планировалось — конференцию пришлось продлить, потому что договориться странам-участницам так и не удалось. Финальную версию соглашения некоторые участники называют «абсолютно неприемлемой» и просто отказываются принимать.

 

Из протестного Чили — в Мадрид

25-я климатическая конференция должна была состояться в Чили, но из-за начавшихся в Сантьяго протестов ее в последний момент перенесли в Мадрид. Хотя формальным поводом к чилийским выступлениям послужило повышение проезда на метро, в центре повестки тут же оказалось сильное экономическое неравенство.

Маиса Рохас, научный координатор COP25, по поводу переноса написала в The Guardian статью, связывающую беспорядки в Чили с глобальным потеплением: на протяжении 10 лет в Чили наблюдалась засуха, и результатом ее стала потеря частными фермерами своих хозяйств, усилилась борьба за водные ресурсы, а вместе с ними и пропасть между богатыми и бедными. Рохас предупредила, что подобных протестов стоит ожидать и в других частях мира.

Технически Чили осталась страной, принимающей гостей. Об этом на конференции в Мадриде напоминало все: логотипы, знаки, названия холлов и комнат в честь чилийских ландшафтов, рек и озер. А еще — протесты, сопровождавшие конференцию изнутри и снаружи все две недели.

Экологическая акция в Мадриде. Фото: Clara Margais / AP
Протесты, демонстрации и снова протесты

В конце первой недели на конференции выступила шведская активистка Грета Тунберг. Она заявила, что действия активистов за последние два года ни к чему так и не привели и призвала участников конференции принять конкретные решения, которые действительно позволят «затормозить» изменение климата.

«Надежда есть. Но она не связана ни с правительствами, ни с корпорациями, она исходит от людей», — сказала Грета в своем выступлении. После этого молодые экоактивисты, приехавшие на конференцию, вышли на демонстрацию в Мадриде. По словам самих протестующих, она собрала около 500 тысяч человек.

Инспирированное Гретой движение Fridays For Future и вовсе заявило, что климатический саммит ООН «подвел их» и призвало жителей разных стран к глобальной забастовке 13 декабря, «потому что результаты COP25 не только неэффективны, но и демонстрируют болезненную картину того, как мало политиков интересует планета».

Протесты были не только снаружи переговоров ООН, но и внутри. В предпоследний день около 200 экоактивистов из разных стран выгнали с конференции за то, что они перегородили проход в переговорные залы, призывая мировых лидеров к более активным действиям. Бейджики для прохода на конференцию протестующим позже вернули, но активисты все равно уезжают в разочаровании.

«На COP25 не произошло чуда», — написал на своей странице координатор Fridays For Future в России, Аршак Макичян, уезжая из Мадрида. Во время конференции ему удалось встретиться с советником президента России по вопросам климата — Русланом Эдельгериевым. В разговоре с «Медузой» Аршак рассказал, что встреча прошла не очень продуктивно: «Открытого диалога не было — (Эдельгериев — “МБХ медиа”.) не отвечал прямо на наши вопросы». 

До сих пор не ясно, чем закончится 25-я конференция ООН по вопросам изменения климата. Государства и страны не могут договориться между собой, активисты и политики не слышат друг друга, а ученые продолжают снова и снова предупреждать: мир стоит на пороге климатической чрезвычайной ситуации и точка невозврата скоро будет пройдена.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.