in

Характеризуя действия Лукашенко и его силовиков, белорусы часто употребляют слово «хамство»

Александр Лукашенко. Фото: Srdjan Ilic / PIXSELL / PA Images / ТАСС

Режим Александра Лукашенко столкнулся с самым масштабным политическим кризисом за 26 лет своей истории. Выйти из этого кризиса президент Белоруссии планирует, сажая оппонентов в тюрьмы.

Цепочки солидарности

Вдоль минского Проспекта Независимости длинная, на пару километров, цепочка людей. Они стоят в очереди к раскладным столикам, чтобы поставить подписи за независимых кандидатов. Одновременно это и молчаливая уличная акция поддержки оппозиции. Никакого доминирующего возраста или типажа среди стоящих в цепочке нет, состав пестрый.

«Я впервые с 1994 года сюда [протестовать] вышел. Уже все, уже переполнена чаша» – волнуясь, говорит в видеокамеру журналистов «Радио Свобода» мужчина в маске бело-красных национальных цветов. «Вы понимаете, такого беспредела не было еще никогда! Вы понимаете, что творится в центре Европы в XXI веке? 26 лет в рабстве» – с болью выговаривает минчанин.

Этим же вечером становится известно, что главный оппозиционный кандидат Виктор Бабарико, увезенный ранее на допрос по политически мотивированному делу, официально задержан. Такое известие оборачивается новым притоком минчан на проспект – цепочка вскоре становится еще длиннее. Проезжающие по проспекту машины приветственно сигналят, над центром города стоит гул.

Люди ставят подписи сразу за нескольких кандидатов – это одновременно и вотум недоверия режиму Александра Лукашенко, и желание подстраховаться в надежде, что хоть один из независимых претендентов на президентский пост дойдет до финишной линии. Характеризуя действия Лукашенко и его силовиков, белорусы, стоящие в очереди, часто употребляют слово «хамство». Они воспринимают происходящее в стране как личное оскорбление.

Таких пикетов солидарности было за последние недели много – и в Минске, и в других белорусских городах. Белорусам удалось превратить компанию по сбору подписей в регулярные и очень многолюдные уличные акции. 

Именно многолюдность очередей к подписным столикам и скорость, с которой оппозиционеры собирали подписи, показали, что в республике происходит что-то необычное, что таких выборов в правление Лукашенко еще не было. Еще один сигнал – присоединение к предвыборной гонке двух представителей белорусского истеблишмента, вставших в решительную оппозицию режиму. Банкир, меценат Виктор Бабарико и дипломат Валерий Цепкало стали одними из главных героев белорусской истории 2020 года.

Участники пикета по сбору подписей за выдвижение альтернативных кандидатов в президенты Белоруссии, 7 июня 2020 года. Фото: Наталия Федосенко / ТАСС
Антипод Лукашенко

Еще несколько месяцев назад мало кто думал, что президентские выборы 2020-го (шестые в политической карьере Лукашенко) станут самыми трудными для белорусского лидера.

До этого весьма драматичными были выборы 2010 года – по их итогам было объявлено о получении Лукашенко 79% голосов. Официальные цифры были явно завышены, но акции протеста жестоко подавили МВД и КГБ, оппозиционных кандидатов кидали за решетку.

На прошлых выборах 2015 года действующий президент победил, набрав 83% голосов. События 2015-го даже нельзя назвать выборной гонкой – сильных конкурентов у Лукашенко не было. Это время стало «золотым веком» режима. Недавно произошла аннексия Крыма, шла война на Донбассе. Лукашенко занял нейтральную позицию в российско-украинском конфликте и стал главным его выгодополучателем. «Активный нейтралитет» сделал Минск – до того пустынный в политическом плане – главной переговорной площадкой не только для россиян и украинцев, но и для лидеров ЕС. Лукашенко же, совсем недавно являвшийся изгоем Европы, превратился в авторитетного миротворца, которому дружелюбно жали руку главы Франции и Германии. При этом жесткая позиция лидера Белоруссии, явно не желавшего «ложиться» под путинскую Россию, не признавшего присоединение к РФ Крыма, обезоружила и белорусских националистов, делавших ставку на разоблачение «пророссийской ориентации» президента.

Однако к лету 2020 года режим оказался в самом тяжелом кризисе за свою историю. Помимо упадка национальной экономики сыграл роль накопительный эффект раздражения и усталости от Лукашенко, занимающего президентский пост 26 лет. Все запомнили и попытку ввода «налога на тунеядство» в 2017 году, вызвавшего массовое недовольство населения республики.

Степень раздражения Александром Лукашенко стала настолько сильна, что граждане с гневом реагировали на все высокомерные и неаккуратные фразы президента – и про «народец», и про Минск как «чистенький городишко».

Но самый мощный удар по остаткам популярности Лукашенко был нанесен минувшей весной при отказе предпринимать какие-либо системные меры против эпидемии COVID-19. Глава Белоруссии, став ярым COVID-диссидентом, разоблачал «инфопандемию», упражнялся в креативе, советуя гражданам спасаться от коронавируса при помощи гари от костра, рюмки водки и работы в поле. Белорусы восприняли отсутствие карантинных мер как демонстративный плевок государства, не желающего заботиться о населении. 

Недовольство странным поведением Лукашенко во время пандемии затронуло и белорусские элиты. В том числе неприятием политики режима во время эпидемии объяснял свое решение пойти на выборы Виктор Бабарико. Выдвинув свою кандидатуру, он ушел с поста председателя правления «Белгазпромбанка». Бабарико сейчас  —  безусловный лидер по популярности среди оппозиционных кандидатов. И, скорее всего, его рейтинг выше, чем у действующего президента. 

Рейтинги – главная история нынешней белорусской протестной волны. По данным онлайн-опросов на новостных сайтах, рейтинг Лукашенко был катастрофически низок и колебался в районе 3–5%, при этом за того же Бабарико готовы были проголосовать более 50%. Понятное дело, настроение аудитории новостных сайтов (как правило, довольно либеральных и оппозиционных), не равно реальным настроениям во всем обществе, но знак для власти был все же угрожающим. Поэтому белорусским СМИ вскоре просто запретили проводить опросы о рейтинге Лукашенко.

При этом, по данным Института социологии НАН Беларуси рейтинг доверия к Лукашенко в Минске на начало апреля составлял 24%, а рейтинг доверия к Центральной избирательной комиссии — 11%. Следует отметить, что эти социологические исследования проводились до того, как эпидемия коронавируса достигла пика – с тех пор рейтинг Лукашенко мог серьезно снизиться.

Белорусская оппозиция, разумеется, использует в качестве символов своего протеста оптимистические данные онлайн-опросов. Протест белорусов ярок и богат на креативные символику и слоганы. До этого оппозиционеры долгие годы ходили на акции с одним и тем же лозунгом: «Пора менять лысую резину!» Сейчас люди скандируют «Стоп таракан!», графически обыгрываются данные онлайн-опросов ( ПСИХО3% , Я-Мы 97%).

Виктор Бабарико, добродушный и улыбчивый толстяк в очках — в известной степени психологический антипод Александра Лукашенко, жесткого в манерах, в интонациях и в формулировках. 

Виктор Бабарико. Фото: Наталия Федосенко / ТАСС

Несмотря на работу Бабарико в «Белгазпромбанке», связанном с российским «Газпромом», мало кто в Белоруссии считает, что этот политик – проект Кремля.

«В Беларуси происходит своя бархатная революция. Да, самые сильные соперники диктатора сейчас в тюрьме – это и Виктор Бабарико, и Сергей Тихановский, и Николай Статкевич, и Павел Северинец» – говорит в интервью «МБХ медиа» главный редактор белорусского издания Хартия’97 Наталья Радина.

Она отмечает, что сейчас на выборах нет пророссийских кандидатов и пророссийских лозунгов – все альтернативные кандидаты выступают за независимую, демократическую Беларусь, у которой должны быть добрососедские отношения и с Россией, и с Евросоюзом.

 «Но Лукашенко будет кивать на Кремль, или еще на что-то, у него всегда будут виноваты внешние враги. Про то, что Бабарико, якобы, пророссийский кандидат – эти слухи сам же Лукашенко через КГБ и вбрасывает. Чтобы дезориентировать и деморализовать электорат. Но люди видят правду. Все же видят интервью, которые Бабарико дает и российским, и мировым СМИ, в этих интервью он говорит о том, что Беларусь должна стать независимой европейской страной» – отмечает Радина.

Интересно, что Бабарико, пытаясь аккумулировать поддержку максимального количества жителей республики, избегает говорить на темы, не имеющие прямого отношения к отстранению Лукашенко от власти, но способные расколоть сторонников. Среди этих тем и вопрос принадлежности Крыма, и выбор геополитического вектора Белоруссии (по последнему вопросу Бабарико призывает дружить со всеми, иметь равно хорошие отношения и с РФ, и с Западом).

Еще один вопрос, традиционно важный для политизированной части белорусского общества – вопрос национальной символики. Как известно, вскоре после своего прихода к власти, Лукашенко изменил символику страны, отказавшись от национального бело-красно-белого флага, вернув модернизированный красно-зеленый флаг БССР. Исторический национальный герб также был заменен другим гербом, похожим на эмблему советской Белоруссии. Бабарико избегает говорить о национальной символике как о теме, разжигающей сейчас пустые конфликты. И в этом его отличие от старых поколений белорусских оппозиционеров, для которых вопрос флага был принципиальным. 

Рассуждая о шансах на победу, Виктор Бабарико говорит в интервью РБК: «Ни один человек, ни один диктатор даже кровью не может удержать большинство. Он может сопротивляться возникновению большинства или активному меньшинству. Но сопротивляться большинству невозможно. И правда состоит в том, что, как бы ни было обидно это признать, электоральное большинство все эти 26 лет было у действующей власти. Да, наверное, не 87%, но больше 50%. И это подтверждают большинство опросов. Да, были фальсификации, но все равно выбор народа был на стороне действующей власти. А вот когда это будет уже меньше 50%, вот в такой ситуации никогда еще никто не справлялся. И я думаю, что сейчас уже мы соберем больше 50%».

Кандидат не призывал людей выходить на улицу, но неизменно подчеркивал, что если народ пойдет протестовать, он будет вместе с народом.

Впрочем, выполнить свое обещание и присоединиться к протестующим Бабарико будет сложно после его недавнего задержания белорусскими силовиками. Режим Лукашенко начал атаку на «Белгазпромбанк» как только стало ясно, что ранее возглавлявший его Бабарико становится наиболее вероятным претендентом на президентский пост. 12 июня власти сообщили о задержании 15 бывших и действующих сотрудников «Белгазпромбанка». По версии силовиков, в банке якобы действовала преступная группа, выводившая деньги за границу. Виктор Бабарико и его сын были задержаны 18 июня. Глава Комитета госконтроля тут же заявил, что за оппозиционером стоят «кукловоды из Газпрома». Еще раньше были арестованы предвыборные счета кандидата.

Позднее Лукашенко заявил, что в стране готовился Майдан, но удалось «нормализовать» ситуацию. «Маски сорваны с определенных не только кукол, которые у нас здесь были, но и кукловодов, которые сидят за пределами Беларуси» – утверждает Лукашенко.

Задержание Виктора Бабарико не парализовало работу его штаба. «Мы работаем в штатном режиме, у нас есть цель. Мы установили рекорд – собрано 425 тысяч подписей, более 200 тысяч мы отправили в ЦИК. Сейчас проводим верификацию и обработку остальных подписей» – заявила представитель штаба Мария Колесникова. На задержание своего шефа она реагирует спокойно: «Мы ожидали каких-то провокаций и активных действий со стороны властей. Нас это не может остановить, мы верим в перемены к лучшему и не сдаемся. Мы продолжим свою работу и возможно еще более активно».

Позднее, после завершения всех подсчетов, штаб Бабарико отчитался о 434 985 собранных подписях (при минимально необходимых для выдвижения 100 тысячах).По действующему законодательству Виктор Бабарико может подавать документы для того, чтобы баллотироваться в президенты и находясь в СИЗО, по доверенности.

«Все понимают, что происходит в стране, что у нас кризис, нищета, диктатура»

Еще две сильные команды, бросающие вызов белорусскому режиму – команды Валерия Цепкало и Светланы Тихановской. 

Валерий Цепкало – ранее близкий к Лукашенко политик, дипломат. Возглавлял белорусский «Парк высоких технологий» – успешный экстерриториальный проект для IT-компаний, резидентом которого был и знаменитый World of Tanks.

Светлана Тихановская  —  не самостоятельный кандидат, это жена харизматичного белорусского видеоблогера Сергея Тихановского, ведущего канала «Страна для жизни». Самого Тихановского ЦИК отказался регистрировать, и тогда было объявлено о выдвижении его жены Светланы. Вскоре блогер был арестован властями в результате провокации – было спровоцировано задержание Тихановского милицией, во время которого один из милиционеров упал на землю. Сейчас видеоблогер находится под стражей по обвинению в организации нарушения общественного порядка и насилии над милиционером. Европейский Союз требует его освобождения.

Ростовая кукла кандидата в президенты Светланы Тихановской у пункта сбора подписей за ее выдвижение, май 2020 года. Фото: Наталия Федосенко / ТАСС

И Тихановской, и Цепкало удалось собрать минимально необходимые 100 тысяч подписей избирателей. У Цепкало имеется даже запас (он собрал 200 тысяч подписей). 

В условиях арестов кандидатов в президенты уличное противостояние в Минске и других городах республики становится практически неизбежным. И тут главным фактором будет позиция силового корпуса. За более чем четверть века эры Лукашенко некоторые белорусские силовики успели запятнать себя участием в «эскадронах смерти», похищениями людей, политическими убийствами. Страх ответственности перед новой властью республики может заставить таких офицеров сражаться за Лукашенко до конца.

Однако белорусская журналистка Наталья Радина считает, что большая часть силовиков уже становится в оппозицию режиму.

«Я убеждена, что брожение в силовом корпусе уже происходит. Сегодня мы видим: даже номенклатура начинает выступать против Лукашенко, они не хотят продления его полномочий. Они понимают, что продолжение правления Лукашенко – это тупик, это катастрофа для страны, в том числе для них самих же. Что касается силовиков, то может кто-то из них и решится выполнять преступные приказы Лукашенко, но это не большое количество людей. Большинство понимает, что Лукашенко – нелегитимный президент, даже в отличие от [президента Украины Виктора] Януковича в 2013 году. Выполнение его приказов будет преступлением» – убеждена Радина.

На ее взгляд, в обществе в целом есть консенсус: Лукашенко должен уйти, и это чувствуют силовики. По данным Радиной, большое количество сотрудников милиции ставили подписи за оппозиционных кандидатов: «Все понимают, что происходит в стране, что у нас кризис, нищета, диктатура. Цены растут, доходы уменьшаются. В том же Минске цены вполне московские сейчас, при том, что зарплата у людей гораздо меньше, чем в той же Москве. В регионах есть зарплаты и по сто долларов. А двести долларов считается уже очень хорошей зарплатой. Россияне, приезжая в Беларусь, уже не восторгаются тем, как в Беларуси все дешево и хорошо».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.