in

… ради нашей свободы». Как прошел аукцион в поддержку фигурантов «московского дела…

Фото: Андрей Золотов / МБХ медиа

На часах половина седьмого, смеркается. В одном из корпусов старого разноцветного индустриального здания, неподалеку от Бауманской, охранники в черных кофтах с надписью «NO STRESS» досматривают сумки людей. За их спинами маячит местный участковый с майорскими погонами, всматриваясь в лица приходящих. Это клуб «Бумажная фабрика». Совсем скоро тут начнется благотворительный аукцион «Правозащиты Открытки». Вырученные деньги с продажи лотов от Любови Соболь, группы «Кровосток», Pussy Riot, Олега Навального и других передадут семьям фигурантов «московского дела».

На кирпичных стенах «Фабрики» полусорванные стикеры в поддержку арестованного аспиранта МГУ Азата Мифтахова, плакат выставки тюремных татуировок Олега Навального, которая открылась третьего сентября и наклейки «Я/МЫ сестры Хачатурян». Пару недель назад тут был концерт в их поддержку. 

Для тех, кто не сможет поучаствовать в аукционе, но хочет помочь, перед входом на большом темно-зеленом столе студенты-волонтеры разложили черные и белые футболки с надписями «Свободу Жукову» и «Арестанты дела 212» — купить их можно за 700 рублей. Рядом в небольших черных коробках лежат стикеры с фамилиями фигурантов, слоганом «Будет хуже» от «Медиазоны», красной надписью «Массовых беспорядков не было» на фоне российского флага. Они дешевле, от 50 до 70 рублей. До официального начала мероприятия еще остается около часа, но из коробок с пожертвованиями уже торчат даже тысячные купюры.

«Так быстро скупают, — радуется один из волонтеров. — Вдруг все сегодня продадим!»

Людей все больше, все приветствуют друг друга в основном объятиями, как старые друзья. В помещении душно, некоторые утоляют жажду пивом в баре, кто-то решил, наоборот, разогреться сильнее сетом настоек. 

В зал с мягкой фиолетовой подсветкой, где будет проходить аукцион, пробирается освобожденный накануне Владислав Барабанов. На нем такая же черная футболка «Арестанты», которую можно купить на входе. Пару часов назад, в ней же он был на заседании у незарегистрированного кандидата в Мосгордуму Александра Соловьева, с которым познакомился в спецприемнике. Соловьев получил 20 суток ареста.

Владислав Барабанов. Фото: Андрей Золотов / МБХ медиа

Начинается. Перед аукционом выступают несколько гостей. Барабанов подходит к микрофонной стойке, его руки сцеплены за спиной:

«Всем привет! — обращается он к заполненному залу осевшим голосом. — Меня зовут Влад, я один из тех парней, которые вышли из застенок, которые вышли на свободу. Этой свободой я обязан всем вам. Всем сильным и неравнодушным людям, которые до последнего боролись за нас и за наше нахождение на воле. Попав в СИЗО, я попал в мини-копию России: никакой свободы, куча поломанных судеб и огромное количество охранителей режима, которым плевать на права людей. С таким положением вещей надо бороться, мы не должны останавливаться. Этот акт устрашения не должен никого запугать, и мы должны сражаться за тех людей, которые остаются в заключении».

Зал внимательно слушает рассказ Влада о СИЗО и задает вопросы. Чаще всего спрашивают: «А за что же тебя посадили?». Этот вопрос задают и обычные слушатели, и координатор «Правозащиты Открытки» Валя Дехтяренко, которая ведет эту часть вечера, и журналист немецкого телевидения. Но у Влада нет четкого ответа:

«До сих пор так и непонятно, — пожимает он плечами. — Неустановленная группа лиц, в том числе Владислав Барабанов, как они говорят, чинила массовые беспорядки. Точнее никто не объяснил».

Владислав Барабанов. Фото: Андрей Золотов / МБХ медиа

После Барабанова выступают правозащитницы Александра Коваленко и Алла Фролова из «ОВД-инфо», с рассказами о Константине Котове, помощи арестованным и пользе общественного внимания. Фролова предлагает смешную инициативу, которая рассмешит зал и задаст тон всему вечеру:

«Мы уже хотим запустить флешмоб, — начинает она. — Например, написать такое письмо. Мне страшно за нашу страну — у нас очень слабая Росгвардия. Она все время страдает. Росгвардия, которая должна защищать меня от бандитов и преступников, испытывает боль от пластикового стакана. От того, что бачок попал ниже спины. Давайте все зададим вопросы, если Росгвардия такая слабая, то зачем она нужна?»

Алла Фролова. Фото: Андрей Золотов / МБХ медиа

После выступления «Росузника» и адвоката Егора Жукова многие отправляются на перекур. По пути на улицу кто-то съедает выложенное организаторами домашнее печенье с глазурью в виде тюремной решетки и цифрами «212», а кто-то подписывает открытки оставшимся в заключении фигурантам дела. 

— Валь, ты видела коробку с пожертвованиями? — спрашивает еще один координатор «Правозащиты» Лиза Королькова коллегу.

— Нет, — немного грустнеет Валя, — А что, там совсем мало?

— Наоборот! Забито доверху!

Время половина десятого, под джазовую музыку начинается аукцион. Людей еще больше, уже человек 200, кто не поместился в зале, занимает места на втором этаже. Ведущий фигурант «Болотного дела» Алексей Полихович представляет первый лот — футболка с именем Любови Соболь и красный конверт с ее письмом. Ставки делаются моментально, люди с улыбкой и легким смущением называют все большие и большие суммы. 17 тысяч, 20, 23, 25! Продано брюнету в сером пиджаке в мелкую клеточку.

Елизавета Королькова и Алексей Полихович. Фото: Андрей Золотов / МБХ медиа

Следом уходит лот от Pussy Riot, рисунок Юлии Галяминой из спецприемника, книжка Марии Алехиной, которую она сама и презентовала, рисунки Олега Навального, картина Артема Лоскутова, нарисованная дубинкой, и красный спортивный костюм Noize MC, который вместе с «Правозащитой Открытки» добивается наказания для росгвардейцев, избивших людей на фестивале «Hip-Hop MayDay».

Два тома «Намедни» от журналиста Леонида Парфенова после бойкой торговли уходят за 15 тысяч все тому же брюнету. Ранее он спрашивал, как присоединиться к команде «ОВД-инфо» в качестве водителя. Его зовут Геннадий и он занимается малым бизнесом.

— Почему вы решили столько потратить на эти экспонаты?, — спрашиваю Геннадия.

— Я поражен, с каким оптимизмом и настроем проходит мероприятие. Я увидел огромное количество людей, абсолютно разных, возможно даже по убеждениям. Находясь на таком мероприятии, мы понимаем, что у всех нас могут быть общие цели. Борьба с абсурдом, с несправедливостью, с чудовищным движением государства в непонятную сторону. Каждый из нас вносит посильный вклад. Неважно, какие предметы мы приобрели, главное, что деньги помогут людям, которые пожертвовали своей свободой ради нашей свободы. Которые отстаивают элементарные свободы в нашей стране.

За все лоты выручено 249 тысяч рублей и еще около 40 тысяч собрано пожертвованиями. К концу вечера на столе у входа не осталось футболок.

Мама узника «московского дела» Сергея Фомина. Фото: Андрей Золотов / МБХ медиа
Фото: Андрей Золотов / МБХ медиа
Лот с рисунком от Олега Навального. Фото: Андрей Золотов / МБХ медиа
Фото: Андрей Золотов / МБХ медиа
Фото: Андрей Золотов / МБХ медиа
Елизавета Королькова и Алексей Полихович. Фото: Андрей Золотов / МБХ медиа
Фото: Андрей Золотов / МБХ медиа
Фото: Андрей Золотов / МБХ медиа

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.