in

Как на домашнее насилие повлиял карантин? Доклад семи организаций по защите прав женщин — максимально коротко

На всплеск домашнего насилия «самоизоляция» повлияла не только в России. Фото: Dominic Lipinski / FA Bobo / PIXSELL/ PA Images

Правозащитные организации выпустили доклад о домашнем насилии в условиях локдауна с марта по май 2020 года. Доклад представил «МБХ медиа» проект «Зона права», от которых его подготовили адвокаты Светлана Громова и Ольга Карачева. Кроме них в подготовке участвовали Центр «АННА», Консорциум Женских Неправительственных Объединений, центр «Сестры», проект «Ты не одна», центр «Китеж» и проект «Правовая инициатива».

Ранее «МБХ медиа» писало о том, как локдаун и пандемия повлияли на ситуацию с домашним насилием — Виктория Ли опросила 176 правозащитных организаций, чтобы понять, как меняется ситуация и с какими проблемами сталкиваются женщины и правозащитники.

Коротко рассказываем о новом докладе правозащитников.

В четырех стенах с агрессором

На всплеск домашнего насилия «самоизоляция» повлияла не только в России. Об этом даже говорил генсек ООН Антониу Гутьерреш —  по его словам, COVID-19 сделал замкнутые пространства опаснее, и противодействие домашнему насилию стало важной частью реагирования на пандемию коронавируса.

По подсчетам правозащитных организаций, помощи с марта по июнь в России попросили более 13 тысяч женщин. О похожих цифрах говорила и уполномоченная по правам человека Татьяна Москалькова — она тоже основывалась на данных правозащитников. Но по подсчетам МВД, количество случаев домашнего насилия за первый квартал 2020 года упало на 13 процентов по сравнению с первым кварталом 2019 года. 

В некоторых случаях ситуация была настолько критической, что правозащитники даже эвакуировали пострадавших женщин — так, «Правовая инициатива» сообщает о девяти случаях эвакуаций на Кавказе. Правозащитники считают, что смягчение карантинных мер на ситуацию с домашним насилием никак не влияет; пример тому —  убийство мужем молодой матери в Гудермесе, за которое никто не понес ответственности.

«Мы принимаем меры»  

Полиция во время локдауна следила не за домашним насилием, а за соблюдением карантинных мер — об этом говорят и жертвы насилия, которые искали у полицейских помощи. Тем не менее, в конце мая полицейские предложили не наказывать бежавших от домашнего насилия женщин за нарушение «самоизоляции».

Правозащитники направили правительству, МВД и региональным властям открытое письмо, в котором просили принять меры для защиты жертв домашнего насилия. Ответ на него дали только федеральное МВД и власти 18 регионов. В полиции сообщили, что они принимают «комплекс соответствующих предупредительных мер», и реагируют «на все сообщения о преступлениях, включая те, что касаются домашнего насилия». Только шесть регионов сообщили о введении дополнительных мер — в основном они касаются открытия горячих линий и убежищ для жертв насилия. Например, в Санкт-Петербурге из-за карантина вынуждены были закрыть убежища, но четыре гостиницы предоставили 20 номеров для жертв насилия.

Тем временем во время локдауна Совет Федерации прекратил работу над законопроектом о профилактике домашнего насилия, а спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко заявила, что на изоляции семьи наоборот «сплотились», и усомнилась в росте случаев насилия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.