«Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном. Где твои семнадцать бед? На Большом Каретном!». В доме 15 по Большому Каретному переулку Владимир Высоцкий прожил шесть лет с 1949 по 1955. Здесь он записал свои первые песни, встречался с Андреем Тарковским, Василием Шукшиным, Нонной Мордюковой, Олегом Стриженовым, Всеволодом Абдуловым и многими другими. Но этого, по мнению Департамента культуры, оказалось недостаточно, чтобы признать дом объектом культурного наследия. Теперь нынешние жильцы опасаются, что без этого статуса дом может попасть в программу реновации и пострадать от стройки, проходящей по соседству.
Жители дома с 2017 года собирали нужные документы и подписи для включения дома в реестр. С этим им помогала депутат Мосгордумы Елена Шувалова. Она рассказала «МБХ медиа», что подала заявку на включение дома в реестр объектов культурного наследия еще в конце апреля 2019 года. С ответом Департамент тянул больше необходимого срока в 90 дней и только 28 августа стало известно, что в заявке отказано. Причину отказа ей никто не сообщил.
«Еще до официального отказа я ходила к главе департамента Алексею Емельянову, чтобы выяснить, почему они так тянут. Понятно, что это не сам Емельянов решил, как я считаю, а ему приказали и он сделал. В разговоре он сказал, что это здание не имеет архитектурной ценности! Как вам это нравится? Я подаю заявку на объект культурного наследия, в этом здании был весь цвет интеллигенции: искусство, писатели, поэты, артистическая среда!» — рассказывает Шувалова.
Истинная причина отказа, по мнению Шуваловой, может заключаться в стройке на швейной фабрике, которая проходит по соседству. Ни она, ни местные жители не в курсе, что там строят, хоть и не раз посылали запросы.
«Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять — будет гостиница или апартаменты. Если они построят гостиницу, то им потребуются коммуникации. А если рядом находится объект культурного наследия, то получить разрешение на них становится гораздо труднее. Это и есть причина отказа. На дом еще давно слюни текут, это же центр Москвы, реновация. Но он не входит в программу, на данный момент. Но что им мешает это изменить?» — считает Шувалова.
В Департаменте культуры не смогли оперативно назвать «МБХ медиа» причину отказа. «У нас сейчас большая загруженность, на ответ потребуется несколько дней», — заявили в пресс-службе.
Художница Юлия, которая живет в доме Высоцкого, рассказала «МБХ медиа», что стройка идет уже около трех лет и только несколько дней назад на ограждениях появился паспорт объекта. Заказчиком “капитального” ремонта здания значится компания по производству мужских костюмов ЗАО “Мищелин-95Б” .
«Это ужасная стройка. Жильцов никак не ограждают от пыли и грязи. Мы год добивались защитной сетки и ее вот только повесили с одной стороны. Нам сказали рабочие, что там будут офисы. Но тут все на уровне слухов», — рассказала Юлия.
Отказ — не причина останавливаться, по мнению Шуваловой. Она намерена подать в суд «как минимум на Департамент культуры».
Песня «Большой Каретный» посвящена режиссеру Левону Кочеряну, который записывал первые песни Высоцкого на свой магнитофон. Даже после переезда Высоцкий продолжал приходить к нему в гости. Вот что он говорил о тех временах: «Когда я начинал писать свои песни, я предполагал их писать для очень маленькой группы своих близких друзей. Мы жили в Москве много лет тому назад, в квартире в Большом Каретном переулке, у моего друга, у Левы Кочаряна, в течение полутора лет. Там хорошая компания собиралась, там бывал часто и с нами вместе провел эти годы Вася Шукшин, Тарковский Андрей; и многие другие. Тогда выработалась такая манера дружественная, раскованная, непринужденная, я чувствовал себя свободно, потому что это были мои близкие друзья — я знал, что все, что я им буду петь и рассказывать, им интересно. В общем, эти песни, я думаю, стали известны именно из-за того, что у них такой вот дружеский настрой, желание что-то рассказать, вот так, друзьям».