in

Дремучий подход к древнейшей профессии. Почему в России не легализовывают проституцию?

Фото: Игорь Зарембо/ИТАР-ТАСС

Международная правозащитная организация Amnesty International обратилась к главам бывших стран СССР с призывом легализовать проституцию. Следовать совету правозащитников власти не спешат. В Госдуме (орган власти, оправдывающий сексуальные домогательства) говорят, что никаких инициатив не поступало, а в СПЧ — что никто не жаловался. При этом уже несколько лет ассоциация секс-работниц пытается отстоять свои права и обращается в различные инстанции.

 

Законодательное регулирование проституции в России

 

Проституция в России регулируется несколькими статьями Уголовного и Административного кодексов.

Само занятие проституцией регулируется статьей 6.11 КоАП — за это грозит штраф от полутора до двух тысяч рублей. А вот получение дохода от занятия проституцией, если ею занимается другой человек, грозит административным наказанием до пятнадцати суток.

В данных статьях речь идет о добровольной работе в секс-индустрии. Существуют также статьи УК, которые регулируют секс-работу в России.

Так, статья 240 предусматривает ответственность за принуждение и вовлечение в занятие проституцией. Максимальное наказание по этой статье — восемь лет лишения свободы.

Также в УК предусмотрено наказание за организацию проституции — сюда относится привлечение людей и содержание притонов. Максимальное наказание по этой статье — до 15 лет колонии. Разумеется, такое наказание последует, если преступление совершено с применением насилия или же вовлечением несовершеннолетних.

Инициатива, предложенная Amnesty International, касается людей, работающих в секс-индустрии добровольно.

В организации призывают не только декриминализовать все виды секс-работы по обоюдному согласию, но и разработать новое законодательство с участием действующих секс-работников.

«Правительства должны обеспечить реальное участие секс-работников, в особенности занятых в секс-работе в настоящее время, в процессах принятия законов и разработки политик, затрагивающих секс-работу, в том числе принятие решений о начале, продолжении или прекращении секс-работы», — пишут в Amnesty International.

Нелегальный бордель в Санкт-Петербурге. Фото: Ольга Мальцева/AFP
Секс-работники против властей

По подсчетам ассоциации секс-работниц России, в нашей стране к проституции имеют отношение около трех миллионов человек. Но защитой прав секс-работников в России официально никто не занимается. По сути, у правозащитников даже нет единого мнения по этому вопросу — настолько он щекотливый.

«Эта тема в СПЧ не обсуждалась, поскольку не было жалоб или обращений, — рассказала «МБХ медиа» член СПЧ Анита Соболева, — Я за скандинавский подход — нужно криминализировать только сутенерство и покупку услуг, а не саму проституцию. Если Amnesty обратится к нам и соберет достаточное количество голосов, то СПЧ поднимет этот вопрос».

Другой член СПЧ — Андрей Бабушкин считает, что проституцию не нужно легализовывать.

«В таком случае нужно защищать права наемных убийц и наркокурьеров, — заявил он «МБХ медиа». — С точки зрения этики, проституция — социально опасное явление. Хотя, разумеется, права вовлеченных в проституцию женщин нужно защищать. Например, организовывать помощь в трудоустройстве, задействовать психологов. Но в СПЧ с такими вопросами никто не обращался, а сами мы темы не поднимаем, если нет жалоб или обращений».

Тема легализации проституции не поднимается и в Госдуме. Как сообщил «МБХ медиа» член комитета по госстроительству депутат Сергей Иванов, к нему за время его работы в нижней палате парламента никто не обращался с просьбой защитить права секс-работников. Но если обратятся — им помогут.

При этом глава ассоциации секс-работников России «Серебряная Роза» Ирина Маслова заявляет, что обращения чиновникам и властям поступают.

«Мы даже президенту писали, — рассказала Маслова «МБХ медиа», — Когда в 2015 году Россия получила рекомендацию от комитета ООН по защите прав женщин по ликвидации всех форм дискриминации, комитет дал рекомендации об отмене статьи 6.11 КоАП как дискриминационной статьи. Мы отправляли письма в Правительство, в Администрацию президента, в Госдуму. Нас все дружно послали».

Маслова рассказала, что в 2017 году ассоциация обратилась в комитет ООН по социально-экономическими культурным правам. Комитет также дал рекомендацию об отмене статьи 6.11. «Мы пишем письма — нам приходит тот же ответ», — рассказывает Маслова.

Женщины, задержанные по подозрению в проституции. Фото: Илья Наймушин/REUTERS

При этом, по словам главы ассоциации, сотрудницы секс-индустрии являются одним из самых незащищенных слоев — они подвергаются дискриминации в том числе и со стороны правоохранительных органов.

«Был налет на бордель. Бордель брал СОБР, вот ему делать нечего. Девочкам пришлось девять часов прятаться в подвале. Когда СОБР покинул помещение, оно было разграблено. Вся еда съедена, а алкоголь либо выпит, либо украден. Забрали даже туалетную бумагу, порошок, новые простыни и презервативы. И что, в такой ситуации девочки-секс-работницы могут написать заявление на грабеж со стороны СОБРа? Нет, конечно!»

Ситуация осложняется тем, что сотрудники секс-индустрии не могут написать заявление в полицию, даже если правонарушение произошло не в отношении их самих.

«Был случай, когда девушка выпала из окна. К сожалению, организаторы не смогли подать заявление, потому что тут же попали бы под статью Уголовного кодекса», — рассказывает Маслова.

По словам главы ассоциации, первоочередная задача — отмена статьи Кодекса об административных правонарушениях за занятие проституцией, а затем надо действовать постепенно. Но сейчас, судя по тому, что ни в Госдуме, ни в СПЧ не хотят этим заниматься, даже до этих изменений еще далеко.

«Мы все равно будем собирать кейсы и работать с ООНовскими агентствами, и будем добиваться того, чтобы Россия отменила статью 6.11. Эта статья лишает людей равного доступа к суду», — резюмирует Маслова.

Единого мнения о том, необходимо ли легализовывать проституцию полностью, нет до сих пор. Секс-услуги полностью или частично легализованы в Германии, Нидерландах, Польше, Канаде — в общей сложности более чем в 50-ти странах.  Тем не менее, в большинстве из них сутенерство и содержание борделей остаются вне закона.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.