in

Очередную эпидемию хотят лечить арбидолом. Он вообще работает?

Фото: Илья Питалев / ТАСС

Паника из-за коронавируса продолжается: фармацевты сообщают, что продажи противовирусных препаратов в последнюю неделю взлетели на 60%. Конечно, этим пользуются фармацевтические кампании, а «Фармстандарт» решила пойти дальше и добавила в рекламу информацию, что арбидол помогает от коронавирусов. Теперь эту рекламу будет проверять ФАС, а компании уже пришлось добавить на сайт препарата ссылки на исследования и объяснение, что они имели в виду не новый вирус, а все семейство коронавирусов.

Что произошло?

ООО «Фармстандарт» запустило по радио рекламу, в которой говорилось, что препарат Арбидол «активен против вирусов гриппа, ОРВИ и коронавирусов». Баннер с такой же информацией висит на главной официального сайта арбидола. После реакции в СМИ и ФАС на сайт добавили страницу с информацией о клинических исследованиях препарата и рекомендациях Минздрава по применению арбидола.

«На основании имеющейся доказательной базы, препарат Арбидол включен в стандарты и рекомендации по терапии гриппа и ОРВИ различной этиологии у взрослых и детей, в том числе утвержденные Министерством здравоохранения РФ, с уровнем достоверности доказательств I-II, что означает, что рекомендации по применению препарата Арбидол при указанных заболеваниях основаны на результатах исследований высокого уровня доказательности – рандомизированных контролируемых исследованиях и систематических обзорах».

Арбидол действительно поможет от коронавируса?

Эта реклама, мягко говоря, вводит в заблуждение: лекарства от коронавируса нового типа 2019-nCoV пока не разработали. 28 января South China Morning Post со ссылкой на эксперта по инфекционным заболеваниям профессора Юэн Квок-Юнг сообщили, что ученые из Гонконга разработали вакцину от нового вируса, но до применения ее еще далеко: тестирование на животных продлятся несколько месяцев, а на людях — до года. Представители швейцарского гиганта Novartis (вторая по продажам фармацевтическая компания в мире) тоже считают, что разработка вакцины займет около года.

Формально к баннеру не придерешься: коронавирусы — это семейство, к которому относится больше 30 вирусов, семь из которых способны поражать человека. Они вызывают ОРВИ, бронхиты и пневмонию, и в отношении некоторых из них арбидол вполне может быть «активен».

Фото: Егор Алеев / ТАСС
Что это вообще за лекарство?

Арбидол уже много лет остается одним из самых продаваемых лекарств в России. Это «противовирусный препарат, оказывающий иммуномодулирующее действие», который разработали в 1960-е годы совместными усилиями ученых Всесоюзного научно-исследовательского химико-фармацевтического института им. Орджоникидзе, НИИ медицинской радиологии АМН СССР и Ленинградского НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера. В 80-е он получил официальное признание как средство по борьбе с гриппом и ОРВИ, но настоящий взлет его популярности произошел уже в нулевые.

В 2006 году эксклюзивное право на производство и реализацию арбидола выкупила компания «Фармстандарт», контроль над которой Роман Абрамович передал своим соратникам Виктору Харитонину и Егору Кулькову. Харитонина называют близким другом бывшего министра промышленности и торговли Виктора Христенко и его жены, бывшего министра здравоохранения и соцразвития Татьяны Голиковой — она за активную поддержку препарата даже получила прозвище «Мадам Арбидол». 

В 2009 году во время вспышки свиного гриппа продажи арбидола подскочили на 102%, а уже в конце 2009-го его включили в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, что гарантировало высокие продажи и относительно низкие цены. В это же время по телевизору его рекомендовал главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко, а апофеозом государственной поддержки арбидола стал телесюжет, в котором Владимир Путин интересовался в аптеке, есть ли у них арбидол и по какой цене.

С того момента продажи арбидола удваивались почти каждый год, а «Фармстандарт» только в 2019 году заработал на госконтрактах 55,5 миллиардов рублей. Всего, по данным СПАРК, с 2010 года компания выполнила 2983 госконтракта на общую сумму больше 220 миллиардов рублей. За первый месяц 2020 года с «Фармстандартом» уже заключено 14 договоров на сумму 2,9 млрд рублей. 

Насколько арбидол эффективен?

А вот это вызывает вопросы. Несмотря на то, что на сайте препарата опубликованы ссылки на «статьи об изучении арбидола», его регулярно включают в списки «лекарств-пустышек» наряду с  кагоцелом и неработающим линексом. Клинические испытания арбидола, проведенные в СССР при разработке препарата, так и не были опубликованы. В 2013 году источник Ивана Голунова из Формулярного комитета Минздрава утверждал, что ознакомился с тремя из этих исследований, и ни одно из них не оказалось достаточного качества, чтобы подтвердить эффективность арбидола. В 2007 году Формулярный комитет Российской академии медицинских наук порекомендовал исключить из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств «устаревшие препараты с недоказанной эффективностью» — среди них был и арбидол.

«Фармстандарт» ссылается на то, что в международной медицинской базе Medline содержится более 55 абстрактов (резюме статей), посвященных исследованиям арбидола, однако большая их часть, как говорит доктор медицинских наук, президент Межрегионального общества специалистов доказательной медицины Василий Власов — не испытания действенности препарата. Другие исследования, которые упоминает «Фармстандарт», были проведены в Китае, но и они, по мнению Власова, не заслуживают внимания, так как данные в исследовании представлены так, что эффективность завышается: «Исследование выглядит правдоподобно настолько, что можно поверить, что оно действительно проводилось, однако его результаты подвергнуты манипуляциям, ставящим под сомнение все результаты».

С 2012 года на территории России проводится мультицентровое двойное слепое рандомизированное плацебо-контролируемое исследование «Арбитр», финансируемое «Фармстандартом». В 2015 году были опубликованы промежуточные результаты, которые при завершенности испытаний на 50 % от планируемой выборки показали эффективность препарата (существенное улучшение симптомов за 4 дня у 75 % принимающих препарат против 50 % в группе плацебо). Однако описание данных и их обоснование с точки зрения статистики оставляет желать лучшего, а окончательные результаты исследования так и не увидели свет, хотя должны были быть опубликованы еще в 2017 году.

Можно подытожить, что эффективность арбидола в клинических условиях не доказана. Чтобы доказать эффективность какого-то лекарства, проводят слепые исследования: части заболевших предлагают настоящую таблетку, а другим — «плацебо», пустышку под видом лекарства. Они принимают препараты под наблюдением врачей, а затем на основе этого делается вывод, действительно ли они эффективны — спонтанные случаи выздоровления могут случаться и от плацебо, и от других средств, которые не имеют под собой доказательной базы, об этом мы рассказывали в тексте о натуропатах. Пока исследования по арбидолу либо не опубликованы, либо содержат допущения и статистические хитрости или ошибки, которые создают видимость более успешных результатов.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.