in

«Если кто-то заболел, то заболеют все». Что будет с российскими заключенными из-за вспышки коронавируса?

Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ

Поможет ли временный запрет на свидания, объявленный в российских колониях и СИЗО, предотвратить распространение коронавируса среди российских заключенных, не нарушает ли он их права и что происходит с заключенными в других странах. 

 

18 марта ФСИН объявила о временном запрете на длительные и краткосрочные свидания с заключенными в колониях и СИЗО для предотвращения распространения коронавируса. Ведомство указало, что при выявлении симптомов заболевания заключенных будут госпитализировать в государственные и муниципальные учреждения, и призвало родственников относиться с пониманием к принятым мерам. До этого никакой информации о мерах против распространения коронавируса в колониях и СИЗО на сайте ФСИН опубликовано не было.

Заключенные особенно уязвимы

«В условиях СИЗО обеспечить безопасность, ту, которую требуют меры по недопущению распространения коронавируса, сложно. Там устаревшая система вентиляции, отсутствие элементарных правил гигиены, обработки, всяких ламп, соответственно, отсутствие возможности обеспечить безопасность. Там нельзя побегать и найти какую-то маску, какие-то лекарства, там выбора нет — один ларек. Если там нету, то — все. Если кто-то заболел, то заболеют все. Тревогу надо бить сейчас и сразу же думать, как это решать» — описывает сложившуюся в местах содержания под стражей ситуацию член московской Общественной наблюдательной комиссии Александр Хуруджи.

Он отмечает, что заключенные — особенно уязвимая для заболевания группа из-за ослабленного здоровья и нехватки витаминов. Самые распространенные в колониях и СИЗО заболевания — туберкулез и ВИЧ, в том числе на последней стадии — связаны с дефицитом иммунитета. Это дает основания полагать, что вирус среди заключенных может распространиться очень быстро.

Запрет на свидания и права заключенных

Вскоре после публикации информации о запрете свиданий с заключенными правозащитники фонда «Общественный вердикт» заявили, что считают его незаконным и выразили готовность оказать помощь в его обжаловании. По словам директора фонда Натальи Таубиной, меры для предотвращения распространения коронавируса необходимы, но при отсутствии повышенной температуры и явных признаков болезни родственники могут быть допущены до свидания.

«В очередной раз страдают родственники, которые не могут видеть своих близких, при этом зачастую эти люди еще не осуждены и не признаны виновными, но по факту уже лишены своего конституционного права на свидания. Конечно, это еще больше усложняет и без того сложную психологическую атмосферу у этих людей, которые в ситуации с коронавирусом оказались самыми беззащитными» — прокомментировал запрет на свидания с заключенными Александр Хуруджи.

Заключенные с родственниками. Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

В опубликованной ФСИН информации не было указано, распространяется ли запрет на проведение следственных действий с участием следователей и на свидания с защитниками. Но вечером того же дня глава правозащитной группы «Агора» Павел Чиков опубликовал у себя в телеграм-канале документ, согласно которому в одном из подмосковных СИЗО временно запретили проведение следственных действий со следователями и свидания с адвокатами. По словам бывшей сотрудницы ОНК по Санкт-Петербургу Яны Теплицкой, сообщения о запрете на свидания заключенных с родственниками начали поступать из разных учреждений еще до публикации такой информации на сайте ФСИН. Следовательно, можно предполагать, что такая мера может быть распространена и на другие СИЗО и колонии.

«Принятые в российских изоляторах и колониях меры защиты от вируса можно назвать беспрецедентными. Даже в странах с гораздо более напряженной эпидемиологической обстановкой — например, Нидерландах, тюремное ведомство особо оговаривает, что свидания с защитниками ограничиваться не будут. В России же опять предпочли ужесточить режим гораздо больше, чем это необходимо в действительности, и поставили под угрозу право на защиту. Особенно остро этот вопрос стоит в делах, требующих срочного вмешательства, — например, в делах о заключении под стражу или продлении содержания под стражей, в случаях неоказания заключенному медицинской помощи, обжалования приговоров»  — прокомментировала запрет на свидания с адвокатами эксперт по конституционному праву и юрист фонда «Русь сидящая» Ольга Подоплелова.

Поможет ли запрет?

Оценивая принятые ФСИН меры, Александр Хуруджи говорит, что при отсутствии согласованной позиции всех ведомств, отвечающих за заключенных, целесообразность всех этих принятых мер остается под вопросом: «Мы должны понимать, что ФСИН отвечает за содержащегося, пока он у них в учреждении. За перевозку отвечает полиция, за содержание в конвойных помещениях в зданиях суда отвечает суд. Фактически речь идет о том, что необходима консолидированная позиция, не противоречащая друг другу, всех трех ведомств. Если она где-то будет отличаться, и где-то не будет контроля, то грош цена всем этим тратам ФСИН».

«Если ограничивать общение с заключенными в СИЗО, то логично было бы и со следователями, и с судьями, и со всеми это общение ограничивать, то есть вообще приостанавливать какие-либо следственные действия, иначе теряется смысл принимаемых мер» —  считает юрист «Комитета против пыток» Дмитрий Пискунов.

Александр Хуруджи рассказал, что недавно направил обращение Сергею Собянину как руководителю оперативного штаба по борьбе с коронавирусом для того, чтобы провести отдельное совещание по ситуации в СИЗО и тюрьмах и оперативно выработать комплекс мер. «Необходимо обратиться к международному опыту и думать о том, чтобы провести либо амнистию по ненасильственным преступлениям, либо совместить это с какими-то другими инструментами».

Некоторые страны действительно стали прибегать к освобождению заключенных для предотвращения распространения коронавируса. В этом вопросе лидирует Иран — там освободили 85 тысяч заключенных, не совершивших тяжких преступлений. В США к этому призывают врачи и адвокаты, в Италии заключенные бунтуют с требованием принятия амнистии, а в Бразилии около двухсот заключенных сбежали из тюрем из-за ограничений, в том числе на свидания, введенных в связи со вспышкой коронавируса. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.