in

Эстафета обрушений: что происходит с историческими зданиями в России

Заброшенный вокзал станции «Ленинская». Фото: Андрей Новичков / Facebook

Мы привыкли слышать, как застройщики при попустительстве местных властей сносят историческое наследие страны. Но многие здания разрушаются сами, оставшись невостребованными у города и бизнеса. «МБХ медиа» рассказывает, как в России имперская роскошь стала фоном для съемок депрессивных клипов, а в Саратове исторические здания развалились одно за другим.

От свадьбы родителей Льва Толстого до Димы Билана

Еще в 2017 году телеканал «Россия 1» сообщал, что памятник федерального значения московская усадьба Ясенево вот-вот исчезнет: стены пошли глубокими трещинами, а фундамент просел. В 2020 году главный дом и флигели по-прежнему заброшены. Усадьба, которую в конце XVII века Петр I пожаловал своему тестю Федору Лопухину, закрыта для посещения уже 40 лет. Усадьбу охраняет ЧОП: в 2018 году за 33 миллиона рублей ее приобрела компания «Коворкинг», но реставрация не началась до сих пор.

 

Родители Льва Толстого — Мария Волконская и Николай Толстой — венчались в церкви в Ясенево, откуда отправились на торжественный обед в усадьбу Знаменское-Садки

Эта усадьба тоже под угрозой разрушения, о чем еще в 2015 году писала управа московского района Северное Бутово. С тех пор ситуация не изменилась. Вход на территорию усадьбы закрыт больше 10 лет, в аварийном здании выключено отопление.

История усадьбы начинается в 17 веке. Усадебный ансамбль был сформирован при князьях Трубецких. На территории усадьбы снимались советский фильм «Мой ласковый и нежный зверь», российский сериал «Доктор Живаго», документальный фильм «Неизвестный Лермонтов». В 2016 году заброшенная усадьба использовалась для создания депрессивного антуража в клипе Димы Билана «Монстры в моей голове».

 

В московском парке «Кузьминки» разрушается одна из построек усадьбы Строгановых-Голицыных — Померанцевая оранжерея, возведенная в 19 веке. Это место было известно на всю Москву тем, что здесь выращивались померанцевые деревья, цитрусовые, ананасы и другие экзотические растения. Особую ценность представляет уникальное для того времени оформление фасада и интерьера по египетским мотивам. 

 

В начале 20 века здесь было первое высшее аграрное учебное заведение для женщин — Голицынские сельскохозяйственные курсы. Здание заброшено с 2001 года, после того, как оттуда съехал Институт экспериментальной ветеринарии. Сейчас работы по восстановлению здания не ведутся.

 

Готический замок с картины Исаака Левитана «Сумерки. Замок» заброшен сравнительно недавно — в 2014 году, когда оттуда съехало отделение центральной клинической больницы. Усадьба в селе Успенское Одинцовского района построена в 1880-е годы князем Борисом Святополк-Четвертинским из польско-литовского рода.

 

Картина Исаака Левитана «Сумерки. Замок»

На территории усадьбы есть охрана, что, вероятно, спасает ее от вандалов, но здание постепенно ветшает, рассказал в своем видео координатор «Архнадзора» Андрей Новичков.

Есть заброшенные исторические здания и в самом центре Москвы. На Плющихе больше 10 лет не используется особняк основоположника отечественной гинекологии Владимира Снегирева. У здания 1894 года постройки разрушается фасад, протекает кровля. Два года назад «Дом.РФ» продало здание за 186 миллионов рублей компании «Новая высота».

 

РПЦ охотно строит новые храмы, но испытывает трудно объяснимые сложности, когда нужно восстанавливать историческое наследие. Реконструкция церкви Рождества Богородицы 17 века на Бутырской улице затягивается уже несколько лет, хотя церковь получила храм в 2000 году. В ветхом здании под кровлей до сих пор растут деревья, пишет «Архнадзор».

В городском округе Домодедовский находится заброшенный вокзал станции «Ленинская», построенный в стиле сталинского ампира. Помпезное здание вокзала в 10 километрах от МКАД появилось в 1954 году, как напоминание о том, что поблизости в усадьбе Горки провел последние дни Владимир Ленин.

 

 

Нетуристический Петербург

Петергоф популярен у иностранных туристов и ассоциируется с открыточными видами на золотые фонтаны у Большого Петергофского дворца, но туристам там показывают далеко не все. Значительная часть исторического наследия разрушается или остается в руинах.

Например, основное здание дворцово-паркового ансамбля Сергиевка приведено в удовлетворительное состояние только с парадной стороны. Если обойти здание, то можно увидеть реальное положение дел — разваливающийся фасад и руины. Этот памятник федерального значения входит в состав объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. Многие постройки другой петергофской усадьбы — Знаменки, тоже стоят в руинах. Лучше сохранился дворец великого князя Николая — старшего сына императора Николая I. Но и это здание, переданное 10 лет назад управлению по делам президента, до сих пор пустует и ветшает.

Усадьбу Орловых-Денисовых в Санкт-Петербурге не могут привести в порядок с советских времен. Историческое здание разрушалось на глазах горожан много лет. Теперь власти надеются, что очередной новый собственник все-таки отремонтирует здание. 

Всего подобных проблемных объектов в Санкт-Петербурге около двух тысяч. Процесс восстановления исторических зданий за счет частных инвесторов тормозится: у градозащитников и бизнеса разное видение того, как приспособить архитектурный шедевр к современным нуждам, а у города денег на реставрацию нет.

Регионы: обрушение каждый день

В Вышнем Волочке в марте 2020 года обрушилась аркада южного корпуса Торговых рядов. Здание 18 века, построенное в стиле позднего классицизма, играло ключевую роль в формировании пространства центральной части города, пишет «КП». А теперь к нему лучше не приближаться: в целях безопасности местные власти огородили объект специальными лентами.

 


 

Общественникам в Курске спустя несколько лет борьбы удалось добиться от властей возвращения дома Беньковых в реестр объектов культурного наследия, откуда его исключили в 2012 году после расселения жителей. Но пока дом XIX века ждал решения властей, часть лицевого фасада обвалилась. Это произошло в начале 2019 года, а спустя год власти решили сдать его в аренду за один рубль.

 

 

А вот во Владимире власти уже потеряли надежду найти частного инвестора. Старейший кинотеатр города «Художественный», построенный в 1913 году, закрыт уже 10 лет. Два раза его пытались продать на аукционе, но не получилось. Все это время здание продолжало разрушаться, но наконец власти решили восстановить здание за счет городской казны.

Иногда власти все-таки выделяют средства на восстановление пришедших в упадок зданий, но не всегда их хватает, как это произошло с памятником промышленной архитектуры XIX века — Главным корпусом оружейного завода Ижевска, который считается «главным узнаваемым символом города». В 2018 году с его башни в результате пожара рухнул металлический шпиль, но и еще до пожара на протяжении десятилетий здание разрушалось. В феврале 2020 года Фонд президентских грантов выделил на сохранения корпуса 700 тысяч рублей, местные власти добавят еще 276 тысяч. Но этого не хватает, требуется в тысячи раз больше денег — 2,5-4 миллиарда рублей.

В Саратове — одном из крупнейших городов времен Российской Империи — денег на историческое наследие тоже критически не хватает. В 2020 году горожанам остается только устраивать флешмобы — постить разрушающиеся дома в социальных сетях. Побудил на это жителей Саратова своеобразный рекорд — за месяц обрушились три исторических здания: «Дом Деникина», здание 1890 года на улице Мичурина, здание XIX века «с уникальной для Саратова «московской рустовкой».

Эта церковь в Пензенской области дошла до наших дней уже в виде руин.

 

«Для меня стала открытием года вот эта церковь в Пензенской области. Но ее, как и четыре тысячи ее сестер, никто восстанавливать не будет — вокруг не соберется община. Пусть стоит вечным напоминанием о прежних формах российской цивилизации», — сказал «МБХ медиа» автор проекта «Архитектурные излишества» Павел Гнилорыбов. Подробнее об этом можно послушать в нашем подкасте с Павлом Гнилорыбовым.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.