in

«Это солидная, дорогая спецоперация». Как российское ТВ освещает протесты в Белоруссии

Фото: Николай Петров / Belta / AP

 

 

Федеральные каналы российского телевидения довольно активно освещают протесты в соседней Белоруссии, в отличие, например, от многотысячных акций в Хабаровске. Понять вектор, согласно которому госканалы освещают белорусские митинги, сложно: иногда сюжеты о белорусских протестах — это перечисление фактов, иногда — рассказ о координируемой с Запада оппозиции, иногда — Александр Лукашенко, спускающийся с трибуны под лозунг «Уходи». 

 

Вечером 18 августа в программе «Вести» во время рассказа о митингах в поддержку Лукашенко показывали рейсовые автобусы, которые куда-то везут людей. В то же время самого Лукашенко в сюжете называли «избранным президентом Белоруссии», делая акцент на первом слове.

 

Также в этом выпуске «Вестей» цитировали Лукашенко, который говорил о том, что оппозиция хочет запретить русский язык в Белоруссии. В качестве доказательства авторы программы вспомнили интервью 2017 года писательницы и нобелевского лауреата Светланы Алексиевич, вошедшей в координационный совет оппозиции по передаче власти. Из этого интервью в сюжете вставлены слова Алексиевич о том, что «может быть на какое-то время Украине нужно запретить русский язык, чтобы зацементировать нацию».

 

 

В этом вечернем сюжете протесты в Белоруссии – первая тема, и ей отведено больше семи минут эфира. На следующее утро, 19 августа, «Вести» вообще не упоминают о происходящем в Белоруссии.

 

Профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики Анна Качкаева говорит о том, что освещение протестов в Белоруссии на российском телевидении крайне противоречивое.

«Четкой и единой инструкции у российских телеканалов – как в обязательном порядке и в каких тонах показывать события в Белоруссии – явно не было, – считает телевизионный критик Арина Бородина. – Порции гнуси и искажения, особенно в первый день после выборов, главные российские телеканалы выдавали в собственных объемах, и эти качели продолжались всю неделю. Светлану Тихановскую – основного соперника Лукашенко на выборах – отчетливо показали только 9 августа, в день выборов, когда уже закрывались избирательные участки. О многотысячном митинге в Минске, который прошел 1 августа в поддержку Тихановской, и о ее очень ярком и смелом выступлении, российским зрителям вообще не рассказали – зачем тревожить сознание российских граждан такими подробностями».

 

Программа «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым», вышедшая на «России 1» 16 августа, была полностью посвящена «полномасштабному кризису в Белоруссии». Всю передачу ведущий и эксперты настаивали на сходстве белорусских протестов с произошедшем в Украине в 2013-2014 годах. 

 

 

«Тут даже не скрывают, что руководство всеми этими акциями идет напрямую из Польши, – говорит один из присутствующих в студии с подачи Соловьева. – Нам говорят, что 3-4 человека сидят на этом канале. Извините, 24 часа в сутки такой объем информации обрабатывается, причем создаются дипфэйки сразу, видео всевозможные. Конечно, мы понимаем, что это солидная, дорогая спецоперация». Очевидно, имеется в виду телеграмм-канал «Nexta live», о его работе «МБХ медиа» недавно рассказывал главный редактор издания. 

 

На «Первом канале» в программе «Время покажет» происходящее в Минске тоже смело называют «белорусским Майданом». При этом ведущий Артем Шейнин признается, что не понимает, «что движет людьми, с которыми разговаривает Александр Григорьевич» (после сюжета о том, как Лукашенко посетил несколько бастующих заводов).

 

И все же Шейнин, хоть и плохо понимает белорусов, не сомневается в том, что координация протеста происходит на Западе. «Очевидно для всех, что влияние извне: каналы, манипуляции, фэйки – все это есть. Было бы странно, если бы их не было, мы в такое время живем». В то же время, и Шейнин и гости в его студии признают, что у белорусов есть поводы быть недовольными Лукашенко. 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.