in

Франция хочет выслать в Россию «исламистов». Так ли это просто?

Марш памяти в честь учителя Самюэля Пети, убитого за демонстрацию карикатур на пророка Мухаммеда
Париж. Марш в память об убитом учителе Самюэле Пети. Фото: ZUMA / TASS

Глава МВД Франции Жеральд Дарманен намерен встретиться с министром внутренних дел России Владимиром Колокольцевым, чтобы обсудить возможность высылки из страны россиян из числа радикальных исламистов. В Совфеде уже скептически отнеслись к этой идее. А эксперты полагают, что в ряде случаев высылка в Россию может быть затруднительной по правовым причинам. «МБХ медиа» рассказывает, тяжело ли выслать человека из Евросоюза на родину по подозрению в экстремизме.

О своем намерении глава французского МВД заявил в эфире телеканала BFMTV.  «Сегодня я сделал запрос от имени президента посетить на этих выходных Россию, чтобы провести переговоры с моим коллегой… Я сделал это предложение и надеюсь, что у меня будет возможность поехать в Россию в воскресенье и понедельник», — цитирует слова министра РИА «Новости». Заявление прозвучало после инцидента, произошедшего 18 октября, когда в пригороде Парижа, в городке Конфлан-Сент-Онорине, неподалеку от местной школы нашли обезглавленное тело учителя истории Самюэля Пети. Там же полицейские застрелили убийцу, которым оказался 18-летней чеченский беженец Абдуллах Анзоров. 12 лет он жил во Франции, куда переехал из Москвы. Убийство молодой человек совершил после того, как преподаватель рассказывал ученикам о свободе слова на примере карикатур на пророка Мухаммеда из журнала Charlie Hebdo. 

 

Президент Франции Эмманюэль Макрон назвал убийство терактом. А глава МВД Дарманен собрал на видеоконференцию префектов и потребовал активизировать высылку 231 человека, подозреваемых в радикальном исламизме. При этом министр уточнил, что речь идет пока только о нелегалах, у которых нет ни документов, ни шансов легализоваться во Франции. Из общего числа — 180 человек сидят в тюрьмах, остальных силовики планируют задержать «в ближайшее время».

В Совете Федерации уже отреагировали на планы французской стороны. Сенатор Алексей Пушков, в частности, заявил, что Франция сама дала убежище тем, кого сегодня называет радикалами. «Молодой террорист, отрезавший голову французу, с двух лет жил во Франции и является продуктом французской радикал-исламистской культуры. Он — часть Франции. И почему же мы должны принимать назад тех, кто вырос и сформировался в этой стране?», — написал Пушков в своем телеграм-канале. 

Алексей Пушков
Алексей Пушков. Фото: пресс-служба Совета Федерерации

Высылка предполагаемых радикалов из стран Европы пока не носит массовый характер. Чаще речь идет о единичных случаях. В июле 2020 года суд Австрии принял решение о высылке из страны 29-летнего Хизбулло Шовализода, которого на родине в Таджикистане обвиняли в участии в деятельности экстремистской партии. После возвращения на родину мужчина был арестован и приговорен к 20 годам лишения свободы.

В сентябре 2020 года сообщалось о том, что Германия выслала из страны чеченца Рашида К. Он попал в Германию как беженец еще в 2004 году. У местных силовых ведомств к нему периодически возникали вопросы, но он жил под разными именами, из-за чего Россия, где он считался “потенциально опасным и не раз подвергавшимся уголовному преследованию», не могла его опознать. В 2019 году при обыске у мужчины обнаружили пистолет с глушителем и патроны.

О массовой высылке исламистов сообщалось только в 2017 году в Турции. Рейды по местам жительства нелегалов и потенциальных радикалов проводились после серии терактов в стране. Тогда отмечалось, что Москва несколько лет отправляла в Анкару список подозреваемых в радикальном исламизме россиян, но до терактов местные спецслужбы не были так активны. В том же году часть задержанных из Турции была выслана в Россию.

«В случае с Францией и желанием французской стороны выслать предполагаемых радикалов, власти могут наткнуться на некоторые правовые препоны», — сообщил  «МБХ медиа» эксперт по международному праву, управляющий партнер московского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов. «Несмотря на всю серьезность терроризма и религиозного экстремизма, дело происходит в Европе, где есть высокий стандарт прав человека. В эти права входят, в том числе, вопросы запрета принудительной высылки и дискриминации», — говорит эксперт.

По словам Именнова, все зависит от правового статуса и режима пребывания потенциальных радикальных исламистов с российскими корнями во Франции. Если это лицо, получившее убежище, то оно может лишиться данного статуса, если компетентные органы власти смогут доказать в суде, что человек представляет собой серьезную угрозу национальной безопасности Франции. При этом подозреваемый сможет оспаривать такое решение в трех инстанциях судов Франции, а потом и в ЕСПЧ — и все это время находиться во Франции. 

«Однако если речь идет о лицах, которые родились во Франции и имеют французское гражданство, то высылка в административном порядке будет невозможна, и тогда французскому министру скорее всего придется обсуждать с российским коллегой лишь методы профилактики подобных преступлений в будущем», — считает Антон Именнов.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.