Строительство крупнейшего целлюлозно-бумажного комбината в Вологодской области должно было принести ей многомиллиардные инвестиции, но против комбината начались протесты не только в области, но и в соседних регионах. Особенно активно выступают против ЦБК власти Ярославской область, находящейся ниже по течению Волги. Угрозу загрязнения крупнейшей реки Европы признало также и Минприроды, но остановить стройку это пока не может.
О проекте ЦБК в 12 километрах от Череповца в Вологодской области известно еще с 2013 года, но за это время его так и не построили. Проект актуализировался осенью 2019 года. Комбинат собирается построить группа компаний «Свеза» российского миллиардера Алексея Мордашова и фонд из Арабских объединенных эмиратов Mubadala. Общий объем инвестиций в проект составит около 2,8 миллиарда долларов; поставлять продукцию планируют в Европу и Азию, сообщал в октябре 2019 года Российский фонд прямых инвестиций.
Сам ЦБК не даст большого количества рабочих мест, только — 400, но власти обещают, что комбинат даст семь тысяч рабочих мест в смежных отраслях в радиусе 300 километров. Налоговые поступления планируются в размере 2,5 миллиардов рублей в год. «Мы понимаем, что главный наш ресурс — это лес, а Вологодская область занимает одно из ведущих мест в России по лесозаготовке и лесопереработке», — говорил губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.
ЦБК собирается производить беленую сульфатную целлюлозу из хвойных и лиственных пород деревьев. Экологический урон Волге от ЦБК на Рыбинском водохранилище не мог не вызвать недовольства жителей Вологодской и Ярославской областей. Но мнение властей регионов противоположны.
Губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов выступил против застройки завода и написал по этому поводу президенту Владимиру Путину: «Остатки древесины, волокна целлюлозы, которые в виде мощного слоя органики накапливаются на дне водоемов, подвергаются разложению. Как следствие, возникает нарушение водно-химического состава воды, что приведет к гибели растительности, животных». В Ярославле купаться в Волге уже запрещается.
«Следом за губернатором на беспроигрышную экологическую тему подтянулись все заинтересованные стороны: политики стали ездить на собрания у рек, политтехнологи развернули большую кампанию по спасению Волги и чистой воды для ярославцев. Как под копирку, посты от представителей разных уровней власти, все беспокоятся в унисон с губернатором», — пишет ярославское издание 76.ru.
Отделения КПРФ в двух регионах активно выступают против ЦБК, а также другие политики из региона, рассказал «МБХ медиа» депутат облдумы Ярославской области Эльхан Мардалиев: «Принято обращение о недопустимости строительства ЦБК мэрией города Ярославля, рыбинским муниципальным советом народных депутатов, против также депутат Госдумы Валентина Терешкова».
В свою очередь инвесторы и власти Вологодской области продолжают поддерживать проект.
Министерство природы России в ответ на запрос активистов заявило, что предоставление права пользования водохранилищем для забора воды и сброса сточных вод «не представляется возможным». Министерство это объяснило тем, что уже исчерпаны нормативы допустимого воздействия на водоем нефтепродуктов, фосфатов, азота аммонийного, нитратов и взвешенных веществ.
Министерство обращает внимание на то, что строительство подобного предприятия противоречит федеральной программе «Оздоровление Волги», которая предполагает трехкратное сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод.
Такая позиция министерства не означает отмену проекта, потому что решение строительстве ЦБК не входит его в полномочия, говорится в письме: для начала проектная документация будущего завода должна пройти государственную экологическую экспертизу в Росприроднадзоре.
«Ответ Минприроды — та маленькая капелька, которая должна склонить чашу весов в сторону здравого смысла, потому что отрава будет травить всех. Вопросы экономики, прибыли, налогов и рабочих мест должны отступать на второе или третье место. Основные обсуждения по строительству ЦБК у нас еще впереди.
Отмене строительства способствует в первую очередь решение вологодских властей, если они наберутся политической смелости в этом плане. Политический момент тоже важен, решение может быть принято и в Москве», — рассказал депутат Мардалиев.
В ноябре-декабре Верхневолжье прошла серия митингов против ЦБК.
Мардалиев считает, что завод нужно перенести: «В советское время, когда нужна была целлюлоза и бумага, была практика строить ЦБК, такие вредные производства на ‘”северах”. Там реки в Северно-Ледовитый океан впадают, не протекая вдоль всей России, по берегам ее не проживает половина населения России. Тем более сейчас очень много заброшенных целлюлозных комбинатов на северах, которые можно восстановить».
«С другой стороны, я не наблюдаю какого-то острого дефицита бумаги в России. С чем связана острая необходимость строительства целого комбината, когда их пачками закрывали лет 10 назад? Это можно связать только с коммерческими интересами по отправке продуктов первичной обработки целлюлозы на экспорт. Получается, у нас будет самая вредная часть производства, а все остальное будет производится в Европе», — сказал Мардалиев. Такого же мнения старший научный сотрудник лаборатории экологии водных беспозвоночных Института биологии внутренних вод Алексей Сажнев: «Выбор Волги для строительства такого производства — не лучшее решение. В Европе от ЦБК отказываются».