in

Государево око. Главное из доклада «Сетевых свобод» о работе системы распознавания лиц

Система распознавания лиц
Камера видеонаблюдения. Фото: pixabay.com

Проект «Сетевые свободы» правозащитной группы «Агора» выпустил доклад о том, как технология распознавания лиц проникает в жизнь россиян. Как вышло, что система, разработанная для обеспечения безопасности граждан обернулась против них? «МБХ медиа» пересказывает главное из доклада.

История созданной в столице системы слежки за горожанами в ее нынешнем виде началась в 2016 году, когда на рынок вышли сразу несколько сервисов, предлагающих за небольшую плату отыскать пользователей сети «ВКонтакте» по их, в том числе случайно сделанным фотографиям. Среди этих стартапов, рассказывают авторы доклада, руководитель «Сетевых Свобод» Дамир Гайнутдинов и руководитель международной практики группы «Агора» Кирилл Коротеев, была и основанная 26-летним выпускником МГУ Артемом Кухаренко компания NtechLab, чьи разработки и легли в основу современной технологии распознавания лиц.

Откуда что взялось

К тому времени Москва уже успела обзавестись большим количеством камер — они появились в городе еще при Юрии Лужкове, в самом начале 2000-х. Всего их при прошлом мэре городские власти успели установить около 80 тысяч — при входе в подъезды жилых домов, и еще 120 — в общественных местах. Предполагалось, что с их помощью получится усилить безопасность города и декриминализовать его «спальные» районы. Впрочем, изображение на этих камерах было черно-белым, а разрешение — столь малым, что разобрать лица людей на них было невозможно. 

Более того, они не были объединены в систему. Чтобы получить «картинку» с каждой из них, полицейскому приходилось сначала устанавливать предположительное время правонарушения, а затем посылать официальный запрос в один из 125 районных «центров мониторинга», где хранились записи.

Ситуация принципиально изменилась лишь с приходом Сергея Собянина и совпавшим с ним по времени ростом протестной активности на улицах мегаполиса. Именно в 2011 году, в ряду других экспериментов с городской средой, в Москве началась полноценная реформа системы наблюдения.

Так, был создан так называемый Единый центр хранения и обработки данных. Теперь сигнал со всех камер (качество картинки которых тоже многократно возросло) стал поступать в одну систему. Что немаловажно, она обеспечивала силовикам не только удаленный доступ к изображению в режиме реального времени, но и позволяла выгружать уже отснятый материал из архива.  

Как уточняют авторы доклада, уже тогда по поручению Владимира Путина началось масштабирование системы на всю страну. Была утверждена «Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»”, а также создана Межведомственная комиссия по ее внедрению в которую наряду с ФСБ, МВД, и ФСО вошли, например, Министерство спорта, Федеральное космическое агентство и даже Росфинмониторинг.

Уловка властей

Интересно, что впервые протестировали систему слежки за собственными гражданами на гражданах иностранных. Сеть слежения силовикам и чиновникам из мэрии удалось достроить как раз к Чемпионату мира по футболу в 2018 году, утверждается в докладе. 

Функция распознавания лиц уже тогда оказалась добавлена в ее инструментарий. Как отмечают авторы доклада, всего за время мундиаля система слежки, подключенная к 500 камерам на стадионах, принимавших матчи турнира, позволила задержать 180 правонарушителей. К этому же времени 12 процентов акций разработавшей ее компании NtechLab оказались куплены государственной корпорацией «Ростех».  

Стенд "Ростеха"
Стенд «Ростеха». Фото: пресс-служба концерна «Автоматика»

Ключевой особенностью нового комплекса стала интеграция на единой платформе информационных и телекоммуникационных систем, принадлежащих  разным ведомствам — от силовых до департамента транспорта. Сейчас программа способна, создавая профайл, агрегировать информацию о действиях людей, в разное время попадавших в поле зрения самых разных камер. 

Главным объектом применения системы почти сразу стали протестные митинги, связанные с недопуском оппозиционных кандидатов на выборах в Мосгордуму в 2019 году; активно применялась она и двумя годами позже — во время и по следам протестов против ареста Алексея Навального в начале 2021-го. А наиболее известным прецедентом массового использования этой технологии против собственных граждан стал «режим повышенной готовности» в первую волну пандемии: так, в 2020 году различные службы мэрии грозилась привлекать (и в ряде случаев привлекали) москвичей к ответственности за нарушение карантина именно на основании информации, полученной с камер у подъездов жилых домов. 

Многие дела, заведенные силовиками по следам протестных демонстраций, имеют в качестве доказательств «вины» нарушителей именно кадры с камер. Впрочем, в материалах дел об административных правонарушениях следов использования автоматического распознавания лиц до сих пор нет. 

Дело на четыре миллиарда

Медиа старательно создают видимость массового применения распознавания лиц, уверены авторы доклада. При этом сама технология, имеющаяся в распоряжении властей, пока не настолько совершенна, чтобы действительно генерировать судебные доказательства и карать граждан в автоматическом режиме, говорят они. 

В то же время эксперты допускают, что отсутствие «следов использования» — умышленная уловка: власти тестируют и хотят внедрить распознавание лиц как можно шире, при этом как можно дольше не вводя нормативное регулирование этой технологии — легализовав ее для применения в судебном процессе, им придется неизбежно ее ограничить. 

В последней части доклада его авторы предлагают предпринять ряд шагов, которые могли бы обезопасить общество от последствий применения технологии распознавания лиц.  В первую очередь, полагают они, государство обязано подробно и доступно информировать граждан о применении видеонаблюдения и распознавания, создать перечень разрешенных мест использования камер и список гарантированно «чистых» зон, где видеонаблюдение может быть запрещено, а также рекомендуют установить предельный срок хранения видеоинформации с обязательным последующим уничтожением собранных данных. Кроме того, необходимо ввести процедуру обязательного независимого аудита и внедрить регламент рассмотрения жалоб на нарушения чиновниками и силовиками при использовании камер с функцией распознавания лиц. 

Напомним, в декабре 2020 года газета «Коммерсантъ» писала, что Россия вошла в тройку мировых лидеров по количеству установленных камер видеонаблюдения, уступив только Китаю и США. На поддержание и развитие системы слежки за горожанами в Москве только в 2020 году городской бюджет потратил почти четыре миллиарда рублей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.