in

Как кризис помогает Греции побеждать коронавирус

Премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис. Фото: Aris Messinis / AFP / East News

 

 

Ситуацию с коронавирусом в Греции называют «чудом»: несмотря на то, что в стране одно из самых пожилых населений в Европе, она не повторила судьбу Италии или Испании. В Греции зафиксировано меньше 2800 случаев заражения, 151 летальный случай, а накануне не было ни одной смерти от коронавируса, и в стране облегчают карантинные меры. «МБХ медиа» рассказывает историю греческого успеха и объясняет, при чем тут кризис десятилетней давности, плохое состояние медицины и понимание собственных ограничений.

 

Вспышка коронавируса в Греции должна была обернуться катастрофой: страна не только одно из самых пожилых населений в мире, она еще и популярна среди туристов, потенциальных «разносчиков» коронавируса по миру. При этом греческая система здравоохранения находится не в лучшем состоянии — в 2019 году на страну с населением в 11 миллионов было всего 560 коек в реанимационных отделениях. К тому же в апреле в стране ожидали Пасху, а греческая православная церковь в начале марта заявляла, что коронавирус не может передаваться через используемые в богослужениях вино и воду и поначалу настаивала на проведении массовых служб.

 

Все это должно было привести к серьезной вспышке заболевания коронавирусом среди населения. Однако с тех пор, как 26 февраля в Греции был зарегистрирован первый случай заражения, на 11 мая в стране было всего 2716 зараженных и 151 смерть. Это существенно меньше, чем, например, в Италии или Испании, где количество зараженных уже больше 219 тысяч и 268 тысяч, а число смертей — больше 30 и 26 тысяч. Причина — в ранних и жестких мерах, которые приняли потому, что еще во время распространения коронавируса в Италии стало понятно: Греция подобной вспышки просто не переживет.

 

Каждый день в шесть часов вечера греки включают телевизор и смотрят брифинги по коронавирусу. На экране — два человека, соблюдающие дистанцию в несколько метров. Первым от лица министерства здравоохранения выступает врач Сотирис Циодрас, закончивший Гарвард профессор, специализирующийся на инфекционных заболеваниях. Он рассказывает о последних данных по пандемии и исследованиях коронавируса. Только после него выступает заместитель министра по чрезвычайных ситуациям, Никос Хардалиас: он призывает людей оставаться дома. Ученый, выступающий в паре с чиновником, главное лицо в борьбе с коронавирусом в Греции, он фактически отвечает за управление ситуацией.

 

К науке в Греции обратились на очень ранних этапах распространения коронавируса по миру. После почти десяти лет затяжного экономического кризиса система здравоохранения в Греции не обладала достаточными ресурсами для борьбы с коронавирусом. В правительстве это быстро поняли, привлекли к решению проблем ученых и начали принимать жесткие меры в очень быстром темпе.

Фото: Giannis Papanikos / AP

Уже на следующий день после первого зафиксированного случая заражения, 27 февраля, премьер-министр Кириакос Мицотакис запретил фестивали. 10 марта были закрыты университеты и школы. 12 марта была зарегистрирована первая смерть от коронавируса, а на следующий день по стране прекратили путешествие олимпийского огня и закрыли кафе и рестораны. 22 марта ввели ограничение на передвижения — например, на островную часть страны могли попасть только люди, там проживающие. Греки могли покидать дома только для важной работы, похода в магазин за продуктами и выгула собаки.

 

При этом за соблюдением правил начали жестко следить: согласно данным греческой полиции, за нарушение карантина за этот период было выписано более 60 тысяч штрафов, с общей суммой более девяти миллионов евро.

 

«Была реальность, реальные слабости, о которых мы знали, — говорит доктор Андреас Ментис, член научного комитета, обеспечивающего правительство рекомендациями по регулированию коронавирусного кризиса. — Перед тем, как был зарегистрирован первый случай заражения, мы начали проверять людей (на коронавирус — “МБХ медиа”.) и изолировать их. Прилетающие самолеты, особенно из Китая, мониторили. Позже, когда люди стали возвращаться, например, из Испании, мы помещали их на карантин в отелях».

 

В управлении кризисом наука оказалась в приоритете, а большой риск обвалить систему здравоохранения в правительстве посчитали более серьезным, чем экономический ущерб. Экономический советник премьер-министра, Алекс Пателис, об этом говорит так: «Существуют проблемы, которые нельзя решить изворачиваясь, нужны правда и прозрачность. Было совершенно ясно, что нам необходимы были эксперты и мы должны были их слушать. Кроме того, греки уже проходили через кризис, они знают, что это такое. Я думаю, это то, что помогло нам адаптироваться и стоически воспринять ситуацию».

 

При этом по мере развития ситуации правительство принимало все больше мер: например, почти вдвое увеличилось количество коек в реанимации. Отдельное внимание властям пришлось уделить Пасхе, которые отмечали в стране в апреле. После того как церковь заявила, что коронавирус не может передаваться через используемые в богослужениях вино и воду, врачи и ученые тут же призвали прислушаться к науке. А премьер-министр выступил с эмоциональной речью по телевизору:

«Лично я в последние дни испытывал особую необходимость обратиться к вере, чтобы получить силы противостоять этим испытаниям», — сказал Мицотакис. Однако, по его словам, он должен был «прислушаться к ученым». «Те ограничительные меры, которые относятся к массовым собраниям, относятся и к церкви», — добавил премьер. В итоге пасхальные богослужения прошли в Греции за закрытыми дверями.

Фото: Aris Messinis / AFP / East News

Еще одна сложность, с которой столкнулось греческое правительство во время установления ограничительных мер, это лагери беженцев, которых в Греции очень много. Но здесь власти действуют неоднозначно: лагеря беженцев — это замедленные бомбы для системы здравоохранения, если там произойдет вспышка. Два лагеря уже были помещены на карантин. При этом из лагерей, находящихся на островной части Греции постарались вывести беженцев, находящихся в группе риска из-за возраста или здоровья, на материковую часть, где врачебная помощь гораздо доступнее. В то же время, если во всей Греции с начала мая происходит послабление карантинных мер, то для лагерей беженцев режим «локдауна» решили продлить до 21 мая. Как это скажется на плотно скученных лагерях и их жителях, пока не ясно.

 

Сейчас Греция входит во второй этап послабления ограничений. Жителей все так же призывают строго соблюдать меры гигиены и предосторожности, остается ограниченным передвижение на острова. Но уже открываются школы для старшеклассников, а с 17 мая в ограниченном режиме возвращаются религиозные службы. Открывается и большое количество предприятий, включая разные магазины, но сохраняется социальное дистанцирование, рекомендует правительство и носить маски — в магазинах и местах скопления людей, в транспорте они пока останутся обязательными.

 

Новый вызов, который стоит теперь перед Грецией накануне лета — это туризм. Туристическая индустрия составляет 25% от ВВП Греции, и экономика страны, до сих пор не оправившейся от кризиса 2010 года, находится в еще большей опасности. Поэтому сейчас греческие ученые работают над составлением специальных требований по здоровью для туристов или даже «паспортов здоровья», а страна все-таки надеется открыться для туризма в этом году. Слоган 2020 года, считает греческий министр туризма Харис Теохарис, это Греция — страна, безопасная в пандемии коронавируса.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.