Пандемия коронавируса не закончилась и даже не собирается. И даже там, где еще несколько недель назад казалось, болезнь победили, поднимается вторая волна. Власти заново вводят ограничения и изолируют целые городские районы, а ученые уже предрекают, что вторая волна заражений будет гораздо хуже, потому что придется на время сезонных заболеваний — а значит, профилактические меры нужно вводить уже сейчас. Таня Ускова разобралась, как готовиться ко второй волне и чего от нее ожидать.
«Есть несколько автономных областей, которые сейчас очень вызывают опасения. На первом месте — Каталония, Барселона. Там сейчас полностью изолированы целые районы, их жители заблокированы в своих домах. То есть карантин полный, как нулевая фаза, как в начале было», — рассказывает мне Ана Кайер Салас, сотрудница одного из госпиталей в Валенсии.
В Испании сейчас около 200 очагов заражения коронавирусом. Это пока не вторая волна, скорее вспышки — в стране сейчас заражается «всего» тысяча-полторы людей каждый день. Но еще в июне прирост был пара сотен или меньше, и в страну даже начали возвращаться туристы. Теперь же некоторые регионы попадают под локальные карантины, а сами испанцы готовятся ко второй волне — и не знают, не будет ли она хуже первой.
Что такое «вторая волна»?
«Уже используется название “вторая волна”. Ее все ждали в сентябре-октябре, но сейчас многие думают, что это она. Хотя может быть и так, что это одна сплошная волна — ведь были доказательства, что вирус в Италии был уже в декабре», — говорит Ана.
Никакого формального определения того, что такое «волна заражений» нет. Но речь идет о том, что количество заболевших сначала растет, потом может упасть (например, из-за ограничительных мер), а потом подняться снова. Четкой границы между первой и второй волной может и не быть — например, в США сейчас ежедневный прирост составляет около 70 тысяч человек в день. Но не все согласны, что это уже вторая волна, это могут быть и скачки первой — четкого уменьшения количества случаев во многих штатах просто не было. А для того, чтобы считаться второй волной, количество инфицированных должно сначала упасть, а потом начать стабильно расти. И хотя в Испании пока только локальные вспышки, ко второй волне там уже готовятся.
«В принципе все уже к мысли о новом карантине готовы. Просто все думают только о том, когда», — добавляет Ана.
Новая волна — новый карантин?
Ольга Лукинская живет в Барселоне, одном из локальных очагов распространения болезни — в Каталонии сейчас около 70 тысяч зараженных. По ее словам, хотя в новостях говорят о повторных вспышках, многие ограничительные меры вводят уже сейчас, чтобы вторую волну предотвратить:
«Где-то с субботы или с воскресенья объявили, что мы переходим к так называемому «добровольному карантину». Людей просят по возможности сидеть дома, — рассказывает Ольга. — Запретить выходить на улицу людям пока не могут, потому что для этого нужно опять вводить “положение тревоги” — это почти то же самое, что чрезвычайное положение, с небольшими различиями. Мы жили в нем два с половиной месяца, с середины марта до конца мая. И к нему обратились, когда была очень серьезная ситуация — все правительство должно было проголосовать, экономика вся рухнула. Поэтому сейчас все-таки пока пытаются как-то локально подавлять и просто взывать к совести — пожалуйста, сидите дома, пожалуйста, не собирайтесь компаниями».
Новые ограничения будут зависеть от каждой страны или даже региона и условий, в которых прошла первая волна. Обе жительницы Испании отмечают, что сейчас решения принимают исходя, в том числе, из экономического вреда, который они могут нанести. Вполне вероятно, что увидев экономический урон от первой волны, и узнав больше о путях передачи коронавируса, власти будут обращаться к гораздо более точечным ограничительным мерам, чем во время первой волны.
«Рестораторов попросили уменьшить вместимость заведений до 50% внутри и столики ставить на террасах на расстоянии двух метров друг от друга, — рассказывает Ольга. — Закрыли опять все ночные заведения. Дискотеки сначала открылись, где-то с середины июня, причем работали в режиме, когда на танцполе стояли столики. Сейчас закрыли. Потому что говорят, что есть две причины этих вспышек: ночной досуг и большие семейные праздники».
То же самое и в Валенсии: по словам Аны, закрывают или ограничивают в основном места, связанные с ночным досугом, где люди из-за алкоголя не соблюдают мер безопасности — например, ношения маски.
Вторая волна будет хуже?
Есть основания полагать, что да. 14 июля по запросу британского правительства Академией медицинских наук был подготовлен доклад, в котором ученые смоделировали прогноз «худшего сценария» для второй волны — по нему только в госпиталях от коронавируса могут умереть от 24,5 до 251 тысяч людей.
Основание такого прогноза — предположение, что как и другие коронавирусы, COVID-19 сможет дольше существовать в холодных условиях и будет лучше распространяться среди людей, находящихся в закрытых помещениях. Кроме того, если вторая волна придется на осень-зиму, то национальные системы здравоохранения могут попросту оказаться перегружены — не только пандемией коронавируса, но и сезонными заболеваниями, например, гриппом.
Однако все не так очевидно — некоторые ученые, наоборот, считают, что делать прогнозы в отношении второй волны рано. Как объяснил «МБХ медиа» доктор биологических наук Константин Северинов, профессор факультета молекулярной биологии и биохимии Университета Ратгерса (США), заведующий лабораториями в Институте молекулярной генетики РАН и в Институте биологии гена РАН, предсказать, как поведет себя вирус во время второй волны, пока сложно:
«Сезонность свойственна многим вирусам, в частности коронавирусам. Но насколько контагиозность (заразность — “МБХ медиа”) этого вируса связана с погодой сказать сложно. Сам факт того, что сейчас он распространен глобально, и страдали от него и в России, и в Италии, и в Бразилии, показывает, что сама по себе погода не является скорее всего определяющим фактором, есть какие-то другие».
Кроме того, отмечает Северинов, хотя, например, в США сейчас наблюдается существенное увеличение количества инфицированных, смертность остается на том же уровне, что и раньше. «Возможная вторая волна в США, где уже диагностирует по 70 тысяч случаев в день, выглядит устрашающе, но при этом количество умерших продолжает быть около тысячи в день. В этом смысле вторая волна может быть менее страшной», — отмечает Северинов.
По словам ученого, хотя никаких принципиальных прорывов в лечении нет — ни вакцин, ни лекарств, — системы здравоохранения гораздо лучше подготовлены, чем в начале пандемии: у них больше мощностей, врачами уже выработаны какие-то протоколы, есть хоть какое-то понимание, как отслеживать болезнь.
По поводу сезонных заболеваний, Северинов говорит, что взаимодействовать между собой коронавирус и сезонный грипп вряд ли будут, хотя одновременное присутствие вирусов в популяции и может сказаться на системе здравоохранения.
«Наверное, коронавирус и грипп ортогональны друг другу, в том смысле, что это два разных вируса, и нет причин, чтобы между ними была какая-то зависимость. Они скорее будут конкурировать за одни и те же куски мяса — то есть нас с вами. Все будет зависеть от людей, которым будет требоваться госпитализация», — объясняет Северинов.
При этом, по его словам, летом действительно заболевания протекают обычно легче, а к осени-зиме иммунитет падает. «Было бы хорошо, чтобы к осени как можно большее количество людей если не переболело, то было инфицировано и люди смогли от вируса избавиться. По крайней мере, чтобы у них были какие-то антитела», — добавляет ученый.
Антитела, Т-клетки и повторные заболевания: стоит ли ждать коллективного иммунитета к COVID-19?
Одновременно несколько исследовательских групп выяснили, что...
Как объясняет Северинов, те, кто уже переболели или получили антитела, сейчас находятся в лучшей ситуации, чем те, кто еще не был инфицирован — и именно эти группы будут страдать во время второй волны:
«В частности, в Нью-Йорке когда делали тест по различным районам города, выяснили, что бедные кварталы имеют высокий процент людей с антителами, до 60%, а богатые белые кварталы — очень низкий, около 5%. Так что если вторая волна Нью-Йорк накроет, то скорее всего, белые и богатые кварталы будут страдать во время второй волны больше, чем уже переболевшие люди».
«В некотором смысле, чем больше сейчас волна, тем больше людей получат антитела, тем лучше и тем легче может пройти вторая волна», — заключает Северинов.