in

Как 10 лет прятали «дворец Путина» в Геленджике: главное из расследования «Би-би-си»

Дворец в Геленджике
Дворец в Геленджике. Кадр из видео: Алексей Навальный / Youtube

В январе глава Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный опубликовал расследование о дворце для президента России Владимира Путина в Геленджике стоимостью примерно 100 миллиардов рублей. Сам Путин и его окружение отрицали какую-либо причастность президента к резиденции. Позднее бенефициаром проекта назвал себя миллиардер Аркадий Ротенберг. Журналисты русской службы «Би-би-си» получили доступ к множеству внутренних документов проекта и выяснили, как «дворец Путина» пытались спрятать более 10 лет. Главное из этого расследования — в материале «МБХ медиа».

Первоначальным владельцем дворца был давний друг президента Николай Шамалов, сообщило «Би-би-си». О том, что роскошная резиденция строится именно для президента Путина, впервые рассказал бывший партнер Шамалова Сергей Колесников. В 2010 году он уехал за границу и опубликовал открытое письмо занимавшему тогда пост главы государства Дмитрию Медведеву. По словам самого Колесникова, сделал он это, потому что «страна движется к пропасти, и дальше ждать нельзя». 

Николай Шамалов с сыном
Николай Шамалов с сыном Кириллом. Кадр из видео: Важные истории / Youtube

После громкого заявления структуры, связанные со строительством, подготовили целый план ответов на неудобные вопросы журналистов о дворце. Среди них были и полное отрицание какой-либо связи проекта с Путиным, и перекладывание любой ответственности за строительство на ФСО. Кроме того, участники проекта планировали либо мирно урегулировать конфликт с Колесниковым, либо рассмотреть его в суде. Однако от последней идеи пришлось отказаться, так как к тому моменту Колесников уже покинул Россию и обладал «документами и детальными сведениями, касающимися реализации спорного инвестиционного проекта».

По словам собеседника «Би-би-си», причастного к строительству, внутри проекта все понимали, что Шамалов является его владельцем только на бумаге.

«Нам было понятно, что лично на Путина этот объект не может быть оформлен. Его фамилия на совещаниях не звучала, мы полушутя говорили “начальник”», — рассказал изданию другой источник. 

В справках, которые готовились для совещания с представителями власти, также говорилось, что физическое лицо «Ш» или «ШНТ», которое «Би-би-си» расшифровала как Шамалов Николай Терентьевич, является только «формальным владельцем компаний, задействованных в реализации проекта». Однако, как следует из документов, руководство проекта понимало, что состояние Шамалова, оцениваемое в полмиллиарда долларов, не соответствовало масштабам стройки. Тогда проект решили продать. 

Человеком, «обладающим необходимыми финансовыми и организационными возможностями» и подходящим для номинального владения проектом, оказался совладелец Шереметьево Александр Пономаренко, чье состояние на момент сделки оценивалось в $1,7 миллиарда. В 2011 году он стал фиктивным владельцем проекта. Как сообщает издание, на это указывает вопрос в протоколах одного из совещаний: «Планируется ли реальное перечисление указанной суммы со стороны покупателя?». При этом слово «реальное» в документе было выделено. В отчетности кипрской компании Kernicom, через которую Пономаренко купил дворец, сообщалось, что 2011 году компания вложила в некую дочернюю структуру $356 тысяч (около 10 миллионов рублей по курсу того года). В своем расследовании Алексей Навальный заявил, что это и была фактическая стоимость покупки. Доступные «Би-би-си» документы это подтвердили. 

Александр Пономаренко
Александр Пономаренко. Фото: Roman Zinovyev / WikiCommons

Однако после сделки Шамалов все равно продолжил участвовать проекте. Пусть он уже не являлся его владельцем, принадлежащая ему компания «Ногата» была нанята для управления дворцом. Как говорится в документах, это было необходимо для «сохранения максимального контроля ШНТ над проектом». Тогда дворец рассчитывали сдать к 8 октября 2011 года, так как туда «должен был приехать папа». Напомним, 7 октября — день рождения Владимира Путина. 

Фиктивная продажа — не единственная попытка спрятать дорогостоящий проект. Юристам поручили «обеспечить конфиденциальность сведений о функциональном назначении и технических характеристиках строящихся объектов». В частности, при подаче документов в Росреестр необходимо было скрыть реальные замеры и не проводить инвентаризацию. Еще часть проблем удалось решить путем закрепления участков вокруг объекта за ФСО.

После изучения документов журналисты попытались связаться с владельцами проекта. «Би-би-си» отправила вопросы Шамалову на его корпоративную почту компании «Ногата», однако секретарь бизнесмена сообщила, что не связывалась с ним с 2020 года. В пресс-службе Шереметьево изданию сообщили, что Пономаренко не располагает актуальными данными о проекте, так как вышел из него его в 2016 году. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в очередной раз заявил, что с Путиным этот «дворец» никак не связан.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.