in

Очень экстремистские дела. Как россиян судили за экстремизм в 2018 году

Фото: Andrew Brookes / Cultura Creative / AFP

Весь 2018 год я вела рубрику «экстремизм недели», взяв эстафету у Сабины Балашян, несколько раз передавала рубрику Елизавете Корольковой, Анастасии Ольшанской и Антону Воронову. За год мы написали в общей сложности 51 выпуск, начиная с 14 января. Это по моим подсчетам 270 уголовных и административных дел за «экстремизм»: репосты, мемы, видосики, треки и комментарии в соцсетях, высказывания на публике, «миссионерскую деятельность» и многое-многое другое. Подводя итоги 2018-го, собрала для вас самые абсурдные дела этого года.

 

Экстремистский Барнаул

 

Жительницу Барнаула Марию Мотузную (известную также как Фролова) обвиняют в «оскорблении негроидной расы» и чувств верующих из-за мемов в сохраненных фотографиях ее уже удаленной страницы «ВКонтакте». Донос на Мотузную написали две студентки местного филиала РАНХИГС, позже они написали на девушку заявление о том, что она якобы им угрожала. Мотузной заблокировали банковские карты, в ее поддержку разработали игру, ее адвокату вменяли «избиение четырех сотрудников полиции». 9 октября после постановления пленума Верховного суда дело отправили на пересмотр в прокуратуру, 17 октября Мария уехала в Киев, а в конце декабря дело вернули на дополнительное расследование в Следственный комитет, девушка на тот момент уже уехала в Литву.

Даниил Маркин. Фото: личная страница Вконтакте

Те же студентки написали заявление на студента Даниила Маркина. В его сохраненках были мемы про Иисуса и христиан, например, картинка с Джоном Сноу из «Игры престолов» в образе Сына Божьего и подписью «Воистину воскрес». Маркина обвиняют в возбуждении ненависти или вражды по религиозному признаку.

 

Опасные преступники

 

В феврале студента из Старого Оскола Александра Крузе приговорили к 2,5 годам колонии-поселения за картинки для соцопросов в соцсетях. Крузе писал дипломную работу на тему «Экстремизм в современных условиях: международные аспекты противодействия». Среди картинок была, например, с перечеркнутым серпом и молотом и подписью «На деревьях вместо листьев висеть будут коммунисты». Суд проигнорировал показания свидетелей защиты и доказательства невиновности студента в виде переписок, по которым понятно, что Крузе проводил исследование.

 

А в Красноярске студента Алексея Свердлова обвиняли в экстремизме, внесли в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга за 12 сохраненных мемов из групп MDK и «Орленок» во «ВКонтакте». Среди них, например, довольно известный мем «Ты просто робот, имитация жизни» с кадрами из фильма «Я, робот» с Уиллом Смитом (остальное вам подскажет Google). По версии следствия, с помощью мемов Свердлов возбуждал ненависть по признакам расы, национальности, происхождения, религии, принадлежности к социальным группам, идеологии и профессии. В августе студенту поступило интересное предложение от сотрудницы НТВ из программы «Чрезвычайное происшествие»: «Я предлагаю тебе дать интервью, чтобы тебя точно выпустили. Мы очень многих людей спасли. Пять минут рассказа, и ты свободен навсегда, я тебя уверяю». 28 декабря Следственный комитет прекратил уголовное дело в связи с отсутствием состава преступления.

 

В апреле на жительницу Саратова Наталью Ковалеву завели уголовное дело за возбуждение ненависти к «судейскому сообществу» за частушки про судей, которые она выложила на YouTube, чтобы обратить внимание компетентных органов на «коррупцию, беззаконие и преступления судей». В октябре дело закрыли, но это женщину не спасло: осталось еще две статьи, за неуважение к суду и клевету в отношении судьи. Ковалева подала иск с требованием выплатить ей компенсацию в миллион рублей за незаконное преследование, но в итоге Наталье выплатили только 15 тысяч.

 

В августе в Хакасии завели уголовное дело на популяризатора культуры региона Лидию Баинову за пост во «ВКонтакте». Девушка рассказала, как в игровой комнате в одном из заведений Абакана дети сказали Лидии и ее дочери, что «вход туда только русским». Призывом к экстремистским действиям посчитали следующие слова: «В такие минуты хочется устроить революцию и переворот! Вернуть власть, землю нашему народу! Отвоевать!». Баинову внесли в список Росфинмониторинга и заблокировали ее счета. К счастью, в декабре дело закрыли за отсутствием состава преступления, активистке дали право на реабилитацию.

Лидия Баринова. Фото: личная страница Вконтакте

Активистку из Красноярска Оксану Походун приговорили к двум годам условно за мемы из закрытого альбома во «ВКонтакте», в которых усмотрели признаки возбуждения ненависти по национальным и религиозным признакам. В альбоме Походун хранила картинки о событиях на Украине, священниках и Путине. Она не раз подчеркивала, что изображения были доступны только ей. Следствие же запрашивало полтора года колонии из-за «повышенной общественной опасности преступления и личности подсудимой».

 

Омского журналиста и правозащитника Виктора Корба преследуют за последнее слово публициста Бориса Стомахина, размещенное на сайте «Патриофил» в 2015 году. Доказательств того, что стенограмму выложил именно Корб, нет, а сам документ не запрещен и до сих пор находится в открытом доступе. В июне журналиста внесли в список Росфинмониторинга.

 

Страсти Христовы

 

Супруги Сергей и Анастасия Поляковы пять месяцев провели в одиночных камерах СИЗО, под домашний арест их перевели в декабре. По версии следствия, Поляковы приехали в Омскую область из Санкт-Петербурга, чтобы вести «агитационную деятельность по привлечению к участию в деятельности организации Свидетелей Иеговы местных жителей». А началось все с того, что Сергей имел неосторожность честно ответить о своих религиозных взглядах участковому, Анастасию обвинили и без этого, как рассказал «МБХ медиа» адвокат верующих.

 

В Брянской области православная верующая пожаловалась патриарху Кириллу о страшных вещах: пресвитер адвентистов Олег Корбан оказывает пагубное влияние на ее верующую дочь и ее брак. Женщина попросила «разобраться и запретить сектантов в России». Жалобу патриарх перенаправил в Генпрокуратуру, а оттуда она попала в областное УВД. В сентябре Корбана оштрафовали на 5 тысяч 200 рублей за незаконное миссионерство и неуведомление госорганов о создании религиозной группы. Казалось бы, не самая крупная сумма, вот только позже выяснилось, что он уже и не пресвитер.

 

В Воронеже местный житель Рагим Фараджов сделал намаз в своем нежилом помещении: в городе мечети нет, мужчина собирал родственников и друзей для молитвы. В мае намаз сорвали сотрудники Центра «Э», Фараджова в итоге оштрафовали по той же статье — якобы мусульмане молились при «прихожанах» из христианской церкви.

Рагим Фаджаров. Кадр из видео

В Москве за незаконное миссионерство оштрафовали шестерых граждан Израиля. Они посмели зажечь в офисе свечи в Хануку. Отделались штрафом, а ведь их могли и выдворить из страны.

 

А в Нижнем Новгороде студентке выпускного курса местного медицинского университета так не повезло. Кудзай Нямаребву из Зимбабве сначала постановили оштрафовать и депортировать за репост приглашения на концерт африканской музыки в жанре госпел, духовной христианской музыки, из паблика «ВКонтакте» «Воздай Ему Славу». В посте было видео с девушкой из Замбии, рассказывающей о своей вере. Потом Кудзай снова обвинили в незаконном миссионерстве — за интервью о суде. Благо, оба дела были прекращены. Девушка должна была покинуть страну до 30 июня: немедленную депортацию отсрочили, чтобы студентка смогла получить диплом.

 

Можем повторить

 

Летом в городе Чайковский Пермского края политический срач в комментариях перерос в обоюдные обвинения в экстремизме. Два местных жителя, член партии «Великое Отечество» Андрей Новоселов и сторонник Навального Илья Уразов, спорили в городском паблике. Сначала Андрей пожаловался в полицию на то, что его оппонент запостил на своей странице картинку со свастикой и информацией о вторжении Германии и СССР в Польшу в 1939 году. Полиция не вмешалась. Тогда Андрей смонтировал видео с кадрами из «Семнадцати мгновений весны», где Штирлиц бьет бутылкой по голове немецкого офицера Холтоффа с лицом Ильи. В ответ тот обратился в прокуратуру, и на автора видео завели административное дело о демонстрировании нацистской символики и оштрафовали на тысячу рублей. Партиец Новоселов обжаловал штраф и хотел подать в суд на Уразова, но в итоге штраф все же отменили, а крайним остался полицейский, неправильно оформивший протокол об административном нарушении.

В Майкопе волонтера штаба Навального Павла Михайличенко оштрафовали на две тысячи рублей за наклейку «Можем повторить!» на фотографии машины, которой Михайличенко сопроводил антивоенный текст обозревателя Антона Ореха про празднование окончания Второй мировой войны. Чтобы доказать, что на фотографии изображена свастика, кандидат философских наук провел культурологическое и феноменологическое исследования.

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.