in

Катастрофа под Смоленском: что известно спустя 10 лет после гибели польского президентского лайнера

Фото: Следственный комитет РФ / ТАСС

 

 

Спустя десять лет после авиакатастрофы под Смоленском Польша решила арестовать диспетчеров, работавших во время крушения лайнера. На его борту были высокопоставленные польские чиновники. По мнению Польши, причиной крушения самолета стали два взрыва, а не неверные действия пилотов во время посадки, как показало расследование МАК. Россия в ответ заявила, что выдавать своих граждан не будет, потому что это запрещено Конституцией. “МБХ медиа” вспоминает, что случилось в тот день. 

 

10 апреля 2010 года из аэропорта Варшавы вылетел президентский самолет – Ту-154. Президент Польши Лех Качиньский, его жена, польские политики, военное руководство страны и священнослужители летели в Россию, в Смоленск – на траурное мероприятие по случаю годовщины Катынского расстрела. Всего на борту находилось 96 человек: самолет разбился, все они погибли. Брат-близнец Леха Качиньского и лидер партии “Право и справедливость” Ярослав Качиньский должен был лететь этим же самолетом, но отказался от поездки из-за болезни матери. 

 

Для расследования катастрофы была создана специальная совместная комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и Минобороны РФ, куда входили российские и польские специалисты. 12 января 2011 года вышел окончательный отчет комиссии: его выводы Ярослав Качиньский сразу назвал бездоказательными. Основная претензия польской стороны к отчету в том, что в нем не подвергается сомнению виновность пилотов, но при этом не проводится глубокий анализ оборудования на аэродроме и работа диспетчеров. 

 

По их мнению, так как в аэропорту Смоленска не работала радиолокационная система посадки, диспетчеры не видели, где находился самолет, и передали экипажу ложную информацию о его положении, а также дали команды о снижении и заходе на посадку. Польская комиссия по расследованию авиационных преступлений, которой руководил Ежи Миллер, также с некоторыми оговорками сочла, что причиной крушения лайнера стали ошибки пилотов. 

Фото: Ольга Лисинова / ТАСС

После прихода к власти партии Ярослава Качиньского ее представители сформировали новую подкомиссию, и в 2016 году Польша возобновила собственное расследование, в рамках которого были даже эксгумированы тела погибших. 

Тогда глава Минобороны Польши заявил, что причиной крушения лайнера все же мог стать теракт: через год он сообщил, что бортовый самописец зафиксировал момент взрыва. В отчете МАК никаких взрывов зафиксировано не было. В апреле 2019 года был опубликован технический отчет новой подкомиссии, согласно которому причиной падения самолета стал взрыв в крыле лайнера. А в июле 2020 года комиссия представила фильм, в котором сказано, что тротил, ставший причиной взрыва в самолете, был заложен туда во время ремонта в России.

 

Что говорил в расследовании МАК 

 

Согласно расследованию Межгосударственного авиационного комитета, когда самолет подлетал к Смоленску, диспетчеры сообщили, что погода на аэродроме резко  ухудшилась, появился густой туман. Облака находились над землей на 80 метрах, а видимость пилота снизилась до 400 метров. Такие условия неприемлемы для посадки самолета.

 

За час до времени прибытия президентского лайнера в этом же аэропорту приземлился другой польский самолет – с журналистами. Диспетчеры также дали ему команду уходить на второй круг, но экипаж команду не выполнил и посадил самолет. 

 

Пилоты президентского Ту-134 решили связаться с предыдущим экипажем, прибывшим в Смоленск, который сообщил им, что самолет приземлился в последний момент и им просто повезло. Командир экипажа Аркадиуш Протасюк все же решает попытаться посадить самолет: за два года до катастрофы экипаж уже отказался сажать лайнер в Тбилиси по похожим причинам, и потом в отношении всей команды были приняты жесткие меры президентом Польши. 

 

Обломки самолета. Фото: Следственный комитет РФ / ТАСС

По правилам авиации, при попытке посадки в таких условиях, если земли не видно на высоте сто метров, нужно немедленно уходить на второй круг. Сначала  Ту-154 не смог догнать глиссаду – траекторию, по которой должен снижаться самолет. По этой причине самолету пришлось снижаться быстрее. У командира экипажа не получилось быстро сбавить скорость и в нужный момент – когда уже видны деревья – снова набрать высоту. 

 

Второй пилот и штурман не доложили диспетчерам о резком снижении и пролете контрольных точек. Кроме того, из-за неверных данных на приборах и оврага, который находится прямо за аэродромом, штурман определил неправильную высоту – на высоте 80 метров экипаж считал, что они на ста метрах над полосой. К этому моменту край облаков находился на высоте 25 метров от земли. Когда пилоты поняли, что происходит, они попытались потянуть за штурвал и уйти на второй круг, но было поздно – самолет задел крылом дерево, перевернулся и упал прямо в лес на скорости 300 километров в час. 

 

Согласно этому отчету МАК, самолет был исправен, на борту не было взрыва или возгорания, но при подготовке к полету и во время самого полета экипаж допустил несколько ошибок: неверно принятые решения о заходе на посадку, снижение ниже минимальной возможной высоты и игнорирование экипажем предупреждающих сигналов диспетчеров. Также, по версии МАК, на экипаж производилось давление со стороны президента Польши – все это и привело к трагическим последствиям. 

 

“Присутствие в кабине экипажа в процессе захода на посадку посторонних лиц (главнокомандующего ВВС Польши — “МБХ медиа”) увеличивало психоэмоциональное напряжение членов экипажа и отвлекало экипаж от выполнения им своих обязанностей. Анализ переговоров показывает, что в случае неудачного захода и ухода на запасной аэродром КВС ожидал негативной реакции «главного пассажира».

На конечном этапе захода на посадку командир находился в состоянии психологического конфликта мотивов: с одной стороны — он понимал, что посадка в сложившихся условиях небезопасна, с другой — существовала сильная мотивация на выполнение посадки именно на аэродроме назначения.

Присутствие Главнокомандующего ВВС Республики Польша в кабине экипажа вплоть до столкновения воздушного судна с землей оказало влияние на формирование решения КВС о продолжении захода без установления визуального контакта с наземными ориентирами”, – говорится в отчете МАК. 

Эта авиакатастрофа стала крупнейшей по числу жертв, в которой погибли первые лица государства.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.