in

«Количество зараженных будет расти»: профессор-пульмонолог Александр Чучалин о том, как протекает эпидемия COVID-19 в России

Скорая помощь у карантинного центра в Коммунарке. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

За десять дней количество заболевших коронавирусом нового типа в России выросло в 10 раз. Число заболевших COVID-19 в России превысило полторы тысячи. Мы поговорили с пульмонологом, доктором медицинских наук, профессором, академиком Российской академии наук Александром Чучалиным, одним из ведущих российских экспертов по коронавирусной инфекции. Профессор ответил на главные вопросы о вирусе с учетом стремительно меняющейся картины эпидемии в стране, рассказал, как проходит лечение, надежны ли тесты и надо ли носить маски, а также почему в скором времени заболевших будет больше.

Откуда взялся коронавирус нового типа?
Александр Чучалин

Новый коронавирус передался человеку от животных. Так же было в 2003 и 2012 годах (имеются в виду эпидемии Тяжелого острого респираторного синдрома в 2003 году и Ближневосточного респираторного синдрома в 2012-м. Возбудителями явились коронавирусы других типов. — «МБХ медиа»).

В 2003 году биологическим резервуаром оказались африканские кошки (сервалы — «МБХ медиа»), в 2012-м — верблюды. В этот раз вирус передался от летучих мышей, а именно от их испражнений, которые попали на продукты на уханьском рынке. Гигиена рынков имеет большое значение, но мыши могли пролетать над продуктами ночью — за этим сложно уследить.

Как вирус распространился?

«Мы (врачи — «МБХ медиа») иногда такие инфекционные заболевания называем болезнями путешественников. Само передвижение, миграция человека в мире играет важную роль, когда происходят контакты больного и здорового человека».

Чем нынешняя пандемия отличается от эпидемий 2002-2003 года и 2012-го?

Существуют определенные критерии, которыми характеризуются такие вспышки вирусов. Например, возраст. В этот раз пожилые люди болеют чаще, чем это было при коронавирусной инфекции 2002-2003 года. Кроме того, чаще заболевают мужчины.

Всегда таким критерием бывает тяжесть проявления болезни. Под тяжестью понимают уровень смертельных исходов. В этот раз он ниже, чем в предыдущие эпидемии коронавируса. Но распространенность, контагиозность заболевания — сейчас выше.

Мутация вируса — это опасно?

На прошлой неделе СМИ сообщали, что один из пациентов в Исландии заражен сразу двумя штаммами коронавируса. Второй штамм представляет собой мутацию оригинального COVID-19. Инфекция, вызванная коронавирусами — одна из наиболее распространенных болезней человека и за всю свою жизнь он болеет ей неоднократно. Это стало известно еще в 60-е годы. 

«Но вдруг безобидный коронавирус стал таким опасным. Он приобрел новые нехарактерные для него биологические свойства. Он не стал поражать так активно верхний отдел дыхательных путей, а стал проникать в нижний отдел». Это произошло из-за изменений, мутаций в структуре самого вируса. 

«Может ли у человека быть несколько серотипов? Такая информация появляется. Также появляется информация, что человек стал заражать своего любимца, скажем, собаку, или собака стала заражать человека. Но это единичные наблюдения, они не относятся к строгим научным фактам, которые позволяют сделать какие-то выводы».

Как себя обезопасить?

Следовать рекомендациям Всемирной организации здравоохранения и соблюдать пять правил: 

  1. Не здороваться за руку, не обниматься и не целоваться.
  2. Выдерживать метр дистанции друг от друга.
  3. Носить маску. 
  4. Те люди, которые кашляют, должны закрывать лицо.
  5. Соблюдать гигиену полости носа и горла.

«Гигиена состоит в том, чтобы самым тщательнейшим образом прополоскать, удалить слизь, добиться комфортного состояния слизистых дыхательных путей. Это последнее место, откуда удаляется вирус».

Академик советует принимать витамин А, который способствует хорошей регенерации эпителиальных клеток и витамин Е — антиоксидант. Также не помешает витамин С, который делает защитные окислительные процессы более эффективными. «Но вот на этом этапе, особенно сейчас, я бы советовал бы людям принимать иммунные препараты, способные поднять вот этот мукозальный иммунитет (иммунитет слизистой носа, горла, трахеи и крупных бронхов. — «МБХ медиа»)».

Маску, несмотря на различные мнения, Чучалин носить рекомендует:

«Не надо отвергать маску, она реально может спасти. Но выдерживать дистанцию бывает полезнее».

Дезинфектор для рук и разметка для соблюдения дистанции в торговом центре «Мега», 28 марта 2020 года. Фото: Егор Алеев / ТАСС
Когда надо обращаться к врачу?

Обращение к врачу обязательно при появлении триады симптомов: 

  • Температура;
  • Сухой непродуктивный кашель, «то есть человек кашляет, а мокроты нет»;
  • Чувство дыхательного дискомфорта.

«Это не очень понятный термин — дыхательный дискомфорт. Некоторые называют это одышкой. Иногда человеку надо объяснить, что если он ночь не проспал, потому что ворочался, никак не мог найти комфортное дыхание, у него появляется одышка, этот тот признак, когда нужно не терпеть, а сразу обращаться к врачу».

Чучалин указывает, что сначала вирус развивается медленно, а потом выстреливает как пружина, и в течение двух дней все может пойти по трагическому сценарию. Поэтому важно не медлить, если появились симптомы.

А если болезнь протекает бессимптомно?

Сейчас известно, что некоторые заболевшие новым коронавирусом переносят его без симптомов. Такие незарегистрированные больные тоже могут быть заразны: «Аналогичный пример можно привести с брюшным тифом. Человек не болен брюшным тифом, но он выделяет бациллы брюшного тифа и угрожает здоровью окружающих. (…) Поэтому медицина эти примеры хорошо знает, они аналогичны коронавирусу».

Надежны ли российские тесты?

Чучалин заверяет, что тесты надежны и действительно соответствуют высоким критериям международных стандартов. «Они (тесты — «МБХ медиа») прошли экспертизу в Китае и США, получили сертификаты, как высокоспецифичные и чувствительные, — рассказывает он, — Проблема в другом: для такой страны, как наша, должно быть более массовое производство этих тестов. То есть сегодня мы испытываем дефицит именно в них».

По мнению академика, как и других ученых, контроль над эпидемией обеспечит только массовое тестирование, по типу того, что было в Китае.

Как лечат от коронавируса?

Панацеи нет. В зависимости от того, на каком этапе развития болезни находится человек, применяют тот или иной метод лечения. По периодам:

Первый, или инкубационный период. Коронавирус внедрился в организм человека, но нет биологических сигналов того, что это произошло. Длительность инкубационного периода индивидуальна, но в среднем занимает около недели. В это время носитель не знает, что заражен.

Основной метод лечения — первичная профилактика: не допустить, чтобы вирус, проникший в организм человека, развивался и привел к простудному заболеванию. Именно в этот период важно следить за гигиеной верхнего отдела дыхательных путей — это может предотвратить последующее размножение вируса. Также важно принимать витамины для повышения активности врожденного иммунитета.

Второй период. Это проявление воспаления слизистой носа, горла, легкие симптомы общего характера: температура, миалгия (боль в мышцах) и т.п. Начинается лечение антиретровирусными препаратами с целью не допустить третий этап, но, как отмечает академик, эффективного целевого препарата от коронавируса нового типа пока не существует. В Китае при помощи искусственного интеллекта проанализировали тысячи стратегий лечения и их результаты и выяснили, что лучше всего при коронавирусе помогают препараты, которые применяют для лечения гриппа — группы ингибиторов нейраминидазы. Поэтому применяют именно их.

Третий период. Развивается вирусно-бактериальная пневмония. «Это говорит о том, что началась вирусемия, то есть вирус циркулирует в организме человека, он привел к развитию достаточно тяжелого иммунодефицитного состояния, и в нижних отделах дыхательных путей развилось воспаление, которое мы называем вирусно-бактериальной пневмонией», — объясняет Чучалин. Это состояние может привести к жизнеугрожающим осложнениям, например, дыхательной недостаточности, респираторному дистресс-синдрому, некардиогенному отеку легкого, и в конце концов, к сепсису.

Аппарат искусственной вентиляции легких (ИВЛ), к которому подключают в зараженных коронавирусом в тяжелой форме. Фото: Полина Петренко / ТАСС

На этом этапе врачи переходят к другой стратегии лечения. «Губительно, если человек не начнет получать антибиотики определенного класса. Комбинированная терапия антивирусными препаратами и антибиотиками является базисной терапией этого периода, — рассказывает Чучалин, — Но этого тоже не достаточно, потому что вирус сделал свое пагубное дело. Он привел к тяжелому иммунодефицитному состоянию, иммунитет резко ослабел. Поэтому эту терапию надо обязательно усилить иммунопрепаратами».

Тут, по словам профессора, врачи обычно назначают иммуноглобулины: «И, как правило, вводим лекарственные препараты, обладающие высокой антиоксидантной активностью, такие как ацетилцистеин».

Но если возникает синдром дыхательных расстройств: нарастает одышка, падает напряжение кислорода в организме человека — лекарствами помочь нельзя. В этот момент больного кладут на механическую вентиляцию легких (ИВЛ), а если и это не помогает, то к ней добавляется экстракорпоральная гемоксигенация (метод насыщения крови кислородом вне тела на специальном аппарате).

Важно учитывать, что только небольшой процент заболевших новых типом коронавируса нуждается в ИВЛ. «Я консультировал несколько больных в разных городах России: в Тюмени и так далее, по поводу пациентов, которым проводили искусственную вентиляцию легких, и мы успешно с этим справились. Сняли их с аппаратов, и они нормально себя чувствуют. Механическая вентиляция легких — редкий случай развития событий. Всего порядка трех-четырех процентов от всех заболевших», — уточняет академик.

Почему люди с хроническими заболеваниями находятся в группе риска?

Коронавирус не имеет серьезных системных реакций, таких как высокая лихорадка, выраженная головная боль, боли в мышцах, боли в опорно-двигательном аппарате, поражение печени, почек, сердца и гематологических изменений.

«Но всегда инфекционное заболевание, это не только коронавирус, это и грипп, это и риновирусная инфекция, и респираторно-синцитиальный вирус, и целый ряд других вирусных заболеваний, обостряют течение других. Например, хронических заболеваний сердца, легких», — рассказывает академик.

По его словам, особенно это касается тех хронических заболеваний, при которых особенно уязвим местный иммунитет органов дыхания. Например, бронхиальная астма, или хроническая обструктивная болезнь органов дыхания, перенесенная пневмония, туберкулез. И курящие люди тоже больше предрасположены к повреждающему действию вируса.

Почему в Италии и в России по-разному считают умерших от заболевания?

Например, в России женщина, больная коронавирусом, умерла от того, что у нее оторвался тромб.

«Коронавирус сам по себе вызвать тромбообразования не может,  — говорит академик. — Опасность этой инфекции, это резкое обострение хронических заболеваний. В свое время мы много занимались гриппом, и там есть определенная закономерность: мы смотрим на больных с инфарктом миокарда, с инсультом и собираем их историю болезни. В большом проценте случаев где-то за две, за три недели до того, как это произошло с человеком, он перенес гриппоподобное заболевание. Приблизительно это можно перенести на коронавирусную инфекцию».

«То есть коронавирусная инфекция является именно тем пусковым механизмом обострения хронического заболевания, которое есть у человека».

«Поэтому если лечить только коронавирусную инфекцию и не лечить сопутствующее заболевание, то это может приводить и к таким историям. В данном случае — к смерти, которая произошла вследствие тромбоза».

Разница в подсчетах в Италии и России  — разница в методах биостатистики. «В принципе, надо посчитать и так, и так,  — говорит академик. — Надо посчитать реальное количество лиц, у которых коронавирусная инфекция, и на фоне коронавирусной инфекции произошел смертельный исход. Это один счет. А второй счет: а сколько в это время коронавирусной инфекции умерло от пневмонии, от инфаркта миокарда, от нарушения мозгового кровообращения и так далее, и так далее. И показать риск обострения хронических заболеваний человека, который переносит коронавирус. Это вот объективная оценка болезни человека».

Что россиян ждет дальше?

«Я хотел бы особенно подчеркнуть то, что в России очень сильная санитарная служба. Это позволило нам полностью решить проблему на востоке. Эти вирусные заболевания пришли со стороны Китая. И те решения, которые приняло государство по рекомендациям санитарной службы, оказались предельно эффективными», — рассказывает Александр Чучалин. Но он отмечает, что это правило не работает на Западе. Поэтому карантинные меры необходимы, считает пульмонолог.

По его словам, скоро Россию ждет резкий рост заболевших, но волноваться не стоит. Так же было и в Китае, когда там ввели ввели массовое тестирование и перешли на новые, более чувствительные тесты — произошел взрыв новых выявленных заражений коронавирусом. «Поэтому мы должны быть готовыми к тому, что благодаря более доступной диагностике, как скрининговой, так и диагностике, которая касается молекулярных биологических методов, увеличится число подтвержденных зараженных и мы встанем перед фактом скачка числа больных», — рассказывает академик.

«Но мы должны понимать, что в случае Китая у более 87% зараженных болезнь протекала в лёгкой форме и не являлась жизнеугрожающей болезнью».

Рост числа заболевших не должен пугать, предостерегает Чучалин: «Это объективная оценка той ситуации, которая будет. Нам, самое главное, нужно сохранить тот процент легкого течения болезни, а это — удержаться в пределах 90-92%».

«Фатальности, подобной вспышке чумы, как это в истории было, в этой ситуации нет и не будет», — успокаивает профессор.

Что всем делать?

Сидеть дома. По словам Чучалина, нам поможет «внутренняя дисциплина, внутренняя ответственность, понимание». При симптомах нужно абсолютно точно изолироваться, но при их отсутствии постараться свести к минимум все социальные контакты и не выходить из дома без особой надобности.

«Это вопрос прав и обязанностей. Права состоят в том, чтобы нам была доступна медпомощь, тесты, необходимые лекарственные препараты. А обязанность гражданина Российской Федерации — не стать источником заражения членов семьи, общества в котором он живет».

Можно ли оставлять больных коронавирусом на домашнем лечении?

«Можно. Когда придет более широкая диагностика, все острее будет возникать вопрос наблюдения больного в домашних условиях — амбулаторная медицина. И это вполне нормальная практика. Многие страны пошли по этому пути, например, США и Китай, — говорит профессор. — Помните про права и обязанности. Государство обеспечивает права, а люди должны понимать и знать, какой вред они могут принести себе и окружающим».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.