in

«Кто выпьет бензина бутылку, пойдет домой»: как активистов «Артподготовки» осудили по делу о подготовке теракта

Члены движения "Артподготовка" Сергей Озеров и Олег Иванов в Московском окружном военном суде, 22 января 2019 года. Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

В Московском окружном военном суде сторонников «Артподготовки» Олега Дмитриева, Сергея Озерова и Олега Иванова приговорили к восьми и семи годам колонии строгого режима. Их задержали в Новой Москве 2 ноября 2017 года, за несколько дней до всероссийской акции «5/11/17», а через две недели обвинили в подготовке теракта. По версии ФСБ, они специально приехали в Москву из Арзамаса и Альметьевска, чтобы «организовать экстремистские акции в форме поджогов административных зданий».

 

Активисты уверены, что дело основано на провокации: по их словам, жилье Дмитриеву, Озерову и Иванову помогла найти «внештатная сотрудница ФСБ», а бутылки с бензином для коктейлей Молотова принес человек, о котором ничего не известно.

С экранов на улицу

В 2011 году бывший милиционер и саратовский политик Вячеслав Мальцев создал YouTube-канал «ARTPODGOTOVKA», в котором сначала выкладывал свои выступления на федеральных каналах, а затем стал выступать с ежедневной рубрикой «Плохие новости». Сторонники Мальцева «не ждали, а готовились» к революции, о которой ежедневно напоминал политик: по его прогнозам, она должна была наступить 5 ноября 2017 года. К моменту блокировки канала в России он набрал 120 тысяч подписчиков.

Движение существовало только в соцсетях до 2016 года, пока Мальцев не выдвинулся в Госдуму от партии «ПАРНАС». После этого его активисты появились и на улицах: соратники Мальцева Иван Белецкий и Марк Гальперин стали устраивать «Прогулки оппозиции», а потом присоединились к антикоррупционным митингам Навального 26 марта. Мальцев поучаствовал в московской акции протеста. «Вот если бы 26 числа дальнобойщики, работники сельского хозяйства, интеллигенция и все остальные были объединены, то не надо было ждать 5.11.2017, поверьте. Уже были все условия для того, чтобы всё сделать 26 марта», — говорил политик.

Через три недели, 13 апреля, к Мальцеву в квартиру ворвались сотрудники полиции с обыском, а затем задержали его. Политика на самолете отправили в Москву; перед вылетом у него случился сердечный приступ. Он стал свидетелем по делу о нападении на прапорщика московской полиции Евгения Гаврилова 26 марта. На следующий день его арестовали на 15 суток за неповиновение полиции.


Летом началось преследование активистов «Артподготовки»: 10 июня в штабе движения в подмосковном Лохино задержали Мальцева и его сторонников. Одного из задержанных, Алексея Политикова, позднее приговорили к двум годам лишения свободы за применение насилия к капитану полиции: он «совершил силовой обхват и сжатие его туловища, хватая за предметы одежды», а затем якобы ударил его в живот.

В конце июня против Мальцева возбудили дело об организации экстремистского сообщества, после чего он бежал в Молдавию, а затем переехал в Париж.

Революция, которая не состоялась

Мальцев не забыл о всероссийской революции даже в эмиграции: его блог «Плохие новости» продолжал выходить на YouTube, а активисты готовились к акции пятого ноября. Тем не менее, ни Мальцев, ни его соратники не предложили ничего, кроме даты и времени протестной акции.

За 10 дней до предполагаемой революции Красноярский краевой суд запретил «Артподготовку» на территории России и признал ее экстремистским движением. Сразу после запрета организации ФСБ стала задерживать и арестовывать ее сторонников: 27 октября по обвинению в подготовке теракта в Москве арестовали Юрия Корного и Андрея Кептю. Их задержали еще 12 октября: по версии телеканала РЕН-ТВ, на Манежной площади они разливали по бутылкам горючую смесь, чтобы поджечь солому, оставшуюся после московской ярмарки.

Сторонники движения «Артподготовка», 2017 года. Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Силовики работали не только в Москве: так, с 26 октября по 5 ноября задержания и обыски у сторонников «Артподготовки» прошли в Казани, Краснодаре, Самаре, Саратове и Красноярске.

В день предполагаемой революции силовики подготовились тщательнее активистов: на центральные улицы Москвы выехали автозаки, а Манежную площадь и Тверскую улицу перекрыли сотрудники полиции. С полудня начались задержания, за этот день по всей России задержали 380 человек. По итогам акции возбудили два уголовных дела: по одному из них проходил 48-летний мужчина, который якобы ударил полицейского, по другому силовики пытались найти автора ролика с призывами к массовым беспорядкам.

Из Альметьевска и Арзамаса в «Бутырку»

Второго ноября в Новой Москве сотрудники ФСБ выломали дверь в квартиру, в которой жили Олег Дмитриев, Сергей Озеров, Олег Иванов и Вадим Майоров. В их квартире нашли 13 бутылок с коктейлями Молотова: по мнению силовиков, активисты хотели использовать их 5 ноября. Сначала их арестовали на 15 суток за неповиновение сотрудникам полиции, но 16 ноября снова задержали на выходе из спецприемника. На следующий день им предъявили обвинение в организации экстремистского сообщества и подготовке к теракту.

Олег Дмитриев в Московском окружном военном суде, 22 января 2019 года. Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

 

Активисты приехали в Москву по отдельности: Озеров был сторонником «Артподготовки» из Арзамаса, а Иванов и Дмитриев раньше жили в Альметьевске. Мужчины утверждали: они стали жертвами провокации, за которой стоит сторонница Мальцева Надежда Белова и ее знакомый, «Вадим из Набережных Челнов». Вадим Майоров был в квартире задержанных, но его не стали арестовывать. После ареста активистов он удалил свою страницу во «Вконтакте», информации о нем нет.

В письмах активисты жаловались на пытки и издевательства во время задержания. «В район почек приставили два провода, начали что-то крутить, от чего било током. Удары были слабые, но шевелились пальцы и шумело в ушах. Я сказал: «Что за детский сад, возьмите провод, воткните в розетку и ударьте током, чтобы я почувствовал», — писал Олег Дмитриев. Также оперативники предлагали им выпить бутылку бензина в обмен на освобождение. Сотрудник в маске сказал им: «Кто выпьет бензина бутылку, тот пойдет домой».

За несколько дней до вынесения приговора с активистов сняли обвинения в организации экстремистского сообщества, потому что «они не имели устойчивых контактов и связей» с руководством организации. Тем не менее, осталось обвинение в подготовке террористического акта. Прокурор запросил для них девять лет колонии строгого режима.

 

Через три дня Московский окружной военный суд признал Дмитриева, Озерова и Иванова виновными в приготовлении в совершении теракта. В своем последнем слове Дмитриев повторил, что он и его соседи стали жертвой провокации.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.