in

Квоты на выбросы и финансовая ответственность промышленников. Эколог Greenpeace — о новых законодательных инициативах

Квоты на выбросы и финансовая ответственность промышленников
Фото: Pixabay

В послании к Федеральному собранию Владимир Путин сообщил, что к 2024 году в нескольких индустриальных центрах страны объем промышленных выбросов должен снизиться на 20%. Стало известно, что к 15 июля в России введут квоты на выбросы в самых загрязненных городах. До 31 декабря также будет принят законопроект о финансовой ответственности промышленников за ликвидацию накопленного вреда. «МБХ медиа» выяснило у эколога Greenpeace Ивана Блокова, зачем нужны новые нормы и решат ли они экологические проблемы.

Проблемы надзора

За последние годы проблема промышленных выбросов в России стала серьезной. При этом в восьми субъектах федерации — например, в Адыгее, Республике Алтай, Ингушетии и ряде других — до сих нет даже системы наблюдения и контроля качества воздуха, рассказал «МБХ медиа» директор департамента по исследованиям и экспертизе Greenpeace Иван Блоков.  В 133 городах, которые находятся под контролем Министерства природных ресурсов, среднегодовая концентрация одного из загрязнителей воздуха превышает предельно допустимые значения. «Это означает: у нас нет гарантии, что в этих городах люди останутся здоровыми», –– говорит Блоков.

Иван Блоков
Иван Блоков. Фото: yabloko.ru

При этом Роспотребнадзор несколько лет назад вывел десятки городов из категории загрязненных, рассказал эколог. Их место в этом списке определялось количеством формальдегида, бензапирена, сероуглерода, хлорида водорода, аммиака, оксида азота, диоксида серы и сажи в атмосфере. В 2014 году ведомство втрое повысило границу предельно допустимой концентрации формальдегида –– до значения  3 мг/м3, которое, по словам Блокова, превосходит принятый ВОЗ допустимый уровень канцерогенных веществ. 

Суть законопроекта о выбросах заключается в том, чтобы контролировать совокупный вред от промышленных предприятий в самых загрязненных городах. Вице-премьер Виктория Абрамченко отнесла к этому списку Челябинск, Нижний Тагил, Магнитогорск, Норильск, Новокузнецк, Омск, Красноярск, Череповец, Липецк, Братск, Читу и Медногорск. Проблему с его реализацией Блоков считает комплексной –– для нее необходимо два рабочих механизма: нормальная система мониторинга и надзора.

По его словам, в 2019 году в России было всего 1490 федеральных инспекторов Росприроднадзора и 1800-1900 региональных. «Это безумно малое количество на триста тысяч объектов надзора. Это почти невозможно, учитывая, что у них у всех есть масса функций. То же самое происходит в системе мониторинга –– у Росгидромета [который занимается этим в структуре Минприроды] просто не хватает ресурсов», –– объясняет Блоков. Эколог считает, что нужно увеличить не только количество сотрудников, но и их заработную плату –– сейчас она составляет всего 13-14 тысяч рублей.

Кроме того, вопросы у Блокова вызывают механизм распределения квот между предприятиями, который пропишет будущий законопроект. Разрешения на выбросы будут выдавать на основании «социальной значимости» объекта –– это может стать предметом для споров, почему тому или иному предприятию дали квоту большую или меньшую. 

Проблему загрязнения в моногородах квотирование и вовсе не решает, утверждает Блоков, приводя в пример сильно загрязненный город Карабаш в Челябинской области. Там находится одно промышленное предприятие, у которого и так есть свой собственный норматив по выбросам, установленный в 1994 году. «Если оно продолжает выбросы, не приведя их к нормативам –– что происходит и происходило в моногородах ––  никакие квоты здесь не помогут. Здесь проблемы надзора», –– объясняет Блоков. 

«Сейчас надзор находятся в ведении Министерства природных ресурсов. Министерство, в том числе, отвечает за то, чтобы ресурсы давали максимальный доход государству. Когда процесс контроля с этим объединен, вы понимаете чему будет отдаваться приоритет», –– говорит эколог.  

Судьба полигонов

Ситуацию с так называемым накопленным вредом эколог тоже называет проблемной. Накопленный вред –– это отходы, которые были созданы в процессе промышленного производства и не были устранены. Они негативно влияют на состояние прилегающих к ним земель, подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха. По источникам Блокова, количество подобных отходов может достигать сорока миллиардов тонн. 

Квоты на выбросы и финансовая ответственность промышленников
Фото: Pixabay

Например, к таким объектам относится самый крупный в Европе полигон «Красный Бор» (самый крупный в Европе) или «Белое море» в Волгограде. Блоков объясняет: промышленные предприятия банкротятся или делятся, а ответственность за отходы в результате переходит к государству. «Никто никогда не откладывал деньги на то, чтобы ликвидировать эти отходы. Нет никаких гарантий, что они будут когда-то утилизированы или хотя бы надлежащим образом изолированы от окружающей среды», –– утверждает он. 

Именно такое резервирование и предполагает законопроект о финансовой ответственности предприятий, который должен быть принят к декабрю — он предписывает предприятиям отложить или гарантировать определенные суммы на случай, если оно не сможет само утилизировать отходы. «Здесь нет перекладывания ответственности, –– комментирует эколог, — собственники должны обращаться с отходами –– во всех развитых странах мира именно так и происходит: в Соединенных Штатах такую проблему начали решать тридцать лет назад».  

При этом, Блоков предпочитает не загадывать, как будет реализован законопроект –– в нем, по его словам, может быть оставлена лазейка для промышленников. Опасается Блоков и того, что многие банки часто лишаются лицензии или попросту исчезают –– что ставит под угрозу сохранность тех самых гарантийных средств на покрытие утилизационных расходов.

«Посмотрим, как будет реализован законопроект. Пока что мы видим очень красиво написанные слова –– они не решат окончательно проблему, но могут улучшить обстановку в городах. Что будет на практике?», –– задается вопросом Блоков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.